ОЭСР. Внешнеторговые и прочие аспекты.
Как уже отмечалось, роль ОЭСР в мировой торговле невелика. В этой сфере ОЭСР не выработала ничего подобного тем модельным кодексам, которые действуют в области регулирования инвестиций. Во всех официальных документах и материалах ОЭСР, касающихся вопросов мировой торговли, неизменно подчеркивается, что в данной области ее члены руководствуются международно-правовой базой и регламентами ВТО, строго их соблюдают, способствуют претворению в жизнь в глобальном масштабе, содействуют их дальнейшему совершенствованию в направлении либерализации на благо всего мирового сообщества. Отсюда вывод: от РФ не потребуются какие-то особые адаптационные усилия в области внешней торговли, отличные от уже предпринимаемых в процессе подготовки к вступлению в ВТО. Главное состоит в том, что поскольку членство в ОЭСР де-факто предполагает членство в ВТО, обе проблемы должны решаться параллельно.
Вместе с тем ОЭСР оказывает определенное влияние на мировую торговлю в ряде аспектов, представляющих интерес для России. В частности, Подкомитет по экспортным кредитам Комитета по торговле ОЭСР через определение кредитного рейтинга страны-импортера влияет на ставки экспортных кредитов, которые экспортно-импортные банки стран-членов выделяют своим фирмам-экспортерам для вывоза их товаров за рубеж. Став членом Организации, Россия может рассчитывать на некоторое удешевление той части своего импорта из стран ОЭСР (особенно машин и оборудования), в которой используются официальные кредиты.
ОЭСР в лице Комитета по сельскому хозяйству обладает общепризнанной в мире методикой расчета уровня сельскохозяйственного субсидирования, которая используется ВТО и ее государствами-участниками в переговорах по торговле сельскохозяйственной продукцией и решении связанных с эти спорных вопросов. В качестве полноправного члена ОЭСР РФ может надеяться на более объективное и адекватное отношение к ней как к субъекту мирового аграрного рынка но проблематике защиты ее сельского хозяйства от конкуренции субсидируемой импортной продукции и от возможных протекционистских мер против ее аграрного экспорта.
Аналогичные общепризнанные методики имеются у подразделений ОЭСР по субсидированию черной металлургии и судостроения. Правда, поскольку в этих отраслях российской индустрии прямое субсидирование практически отсутствует, эти вопросы для нас в настоящее время не столь злободневны, как кредитный рейтинг и субсидии сельскому хозяйству.
Тема трудовой миграции - одна из самых болезненных во взаимоотношениях между участниками ОЭСР, особенно в том, что касается увязки их позиций в отношении третьих стран. Имеющиеся разногласия пока не дали возможности выработать общий подход. Неудивительно, что в официальных документах ОЭСР проблематика миграции рабочей силы занимает периферийное место.
Тем не менее возникает вопрос: как изменится ситуация с трудовой миграцией из России в случае полноправного членства в Организации? Он весьма уместен, поскольку подавляющее большинство трудовых мигрантов из РФ (как на временной, так и на постоянной основе) до сих пор направляются именно в страны ОЭСР.
По нашему мнению, Россия могла бы использовать прецедент либерализации своих отношений с ЕС в области миграции рабочей силы (если он будет создан в результате идущих сейчас переговоров между РФ и ЕС о формировании общего европейского экономического пространства) для достижения соответствующих договоренностей с остальными государствами ОЭСР, в том числе с США. Став членом ОЭСР, Россия сможет ссылаться на достигнутый уровень либерализации трудовой миграции между участниками этой организации из числа высокоразвитых стран как своего рода образец для ОЭСР в целом.