Россия - Евросоюз. О нашем партнере.

Возникший в 1957 г. как общий рынок шести государств - Франции, Германии, Италиии, Бельгии, Голландии и Люксембурга, - Европейский союз насчитывает ныне в своем составе 25 государств с общим населением полмиллиарда человек и ВВП, превышающем - при пересчете по ППС национальных валют - 10 трл. долл.

Высший законодательный орган Евросоюза - Европарламент по сравнению с национальными парламентами играет второстепенную роль в процессе законотворчества. Общеевропейское законодательство теоретически имеет приоритет над национальными законами, но на деле это либо не соблюдается, либо соблюдается с массой оговорок. Суды продолжают руководствоваться национальными кодексами и нормами. Англия не признает совместно выработанного Шенгенского соглашения о визовом режиме. Швеция, Англия и Дания отказались войти в валютный союз и ввести единую европейскую валюту - евро. Договор о выдаче преступников не ратифицирован и до сих пор не вступил в силу.

В ЕС нет правительства, нет министерств. Высший исполнительный орган Союза - Европейская комиссия состоит из департаментов, возглавляемых европейскими комиссарами. Хотя комиссары наделены большими полномочиями, национальные правительства могут дезавуировать их мнения, и Франция этим пользовалась неоднократно. Объем властных полномочий Комиссии четко не определен, поэтому Совет министров, периодически собирающийся на свои совещания, может в любой момент "одернуть" Комиссию. Лишь один из ее руководителей, талантливый французский администратор и экономист Жак Делор, сумел себя поставить так, что Совет министров Евросоюза не мог с ним не считаться. Он обеспечил переход от экономического сообщества к экономическому и валютному союзу и к формально единому внутреннему рынку. Разработав Маастрихтский договор, Жак Делор подготовил условия для перехода к единой валюте.

Высший координационный орган ЕС - Совет министров, кочующий из страны в страну, с председателем, избираемым на шестимесячный срок, не может заменить собой настоящего правительства. Каждый его председатель стремится оставить индивидуальный след в истории интеграции. Поэтому у Евросоюза нет преемственности в политике и долгосрочной стратегии.

Вопреки распространенному мнению, в ЕС нет фактически даже единого внутреннего рынка, поскольку в Европе нет единой экономической, фискальной и социальной политики. За полвека интеграции правительства не смогли договориться даже о сближении позиций в этих ключевых областях. Достигнутые договоренности нередко не соблюдаются, равные условия для конкуренции пока не созданы. Все правительства стран-членов действуют по принципу "своя рубашка ближе к телу" и ревниво оберегают интересы национальных компаний. О каком же едином экономическом рынке можно говорить? Идея прекрасная, но ее еще надо осуществить.

Многолетние попытки Евросоюза выработать единую внешнюю и оборонную политику, как и политику в сфере внутренней безопасности также пока ни к чему не привели, хотя некоторые подвижки в области обороны и имеются (зародыш корпуса быстрого реагирования). Тем не менее раскол Европы летом 2003 г. на "новую", ориентирующуюся на США, и "старую", занимающую более самостоятельную позицию, показывает, что расхождения между членами ЕС в области внешней политики глубоки и трудно совместимы. "Европа наций" сегодня, почти такая же, какой она была и сорок лет назад при генерале Ш. де Голле.

Все это, дает США огромные преимущества. В обозримом будущем они, без сомнения, останутся мировым военным, экономическим и политическим лидером. Задача превратить Евросоюз в "самую динамично развивающуюся и самую конкурентоспособную экономику в мире к 2010 г.", поставленная на совещании в верхах в Лиссабоне в 2000 г., столь же нереальна, как и в свое время идея советского руководства "догнать и перегнать Америку". С этой точки зрения, расширение Евросоюза до 25 государств не только не облегчает, а скорее даже осложняет ее выполнение, несмотря на то, что темпы роста Центральной и Восточной Европы существенно превышают темпы роста Евросоюза-15. Экономический вес новой Европы составляет лишь 4% ВВП Союза до его расширения, а низкий уровень инфраструктуры требует таких огромных капиталовложений, которые будут конкурировать с приоритетными ныне ассигнованиями на научные исследования и разработки, без которых ЕС никогда не подняться до уровня США и не перейти к экономике, основанной на знаниях.

Г. Скоров

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

24 сентября 2018 г.
17:12RAEX подтвердило рейтинг "Транснефти" - "ruAAA"
17:06"Эксперт РА" подтвердил рейтинг "Транснефти" на уровне "ruAAA"
16:57В августе эмитентами Китая было выпущено облигаций на 4,4 трлн юаней
16:48Субсидии на создание центров послепродажного обслуживания машиностроительной продукции составят 1,5 млрд руб.
16:40ВТБ разместил 48,1% выпуска однодневных бондов серии КС-3-42 на 36 млрд рублей
16:39В этом году ущерб АПК РФ от непогоды превысил 6 млрд руб. - глава Минсельхоза
16:30Пенсии военным и полицейским и членам их семей переведут на карты "Мир" к 1 июля 2020 г.
16:21Думский комитет по труду по просьбе правительства поменял свое решение о пенсиях народам Крайнего Севера
16:15Рынок акций Московской биржи по состоянию на 16:00 мск 24 сентября движется разнонаправленно
16:12Медведев: работа по формированию нацпроектов входит в завершающую фазу
16:05Банки, покидающие Лондон из-за Brexit, чаще выбирали не Париж, а Франкфурт
16:02Cредний курс покупки/продажи наличного доллара в банках Москвы на 16:00 мск составил 65,78/67,34 руб.
15:55Госинвестиции в развитие дорожной инфраструктуры в РФ на ближайшие 3 года достигнут 323 млрд руб.
15:42Утверждены правила предоставления субсидий на формирование системы послепродажного обслуживания
15:31Россия получила Лесную стратегию до 2030 г.
половая доска цена Перед тем, как сделать деревянные полы, доска обязана полежать в доме не менее 10-14 дней (можно - на рубероиде), чтобы материал "привык" к помещению, его температуре и влажности. Перед укладкой половой доски лаги обрабатывают обеззараживающими средствами. Устанавливаются лаги на подкладки из рубероида, а пространство между ними заполняют любым звукоизоляционным материалом.