Современные тенденции в воспроизводственном процессе США. Обогащение роли политических факторов.

До сих пор совершенно справедливо считалось, что главными государственными регуляторами темпов и характера экономической динамики США являются законодательные и административные правила игры, а также бюджетно-финансовые рычаги различного рода. В дополнение к этому в упомянутых выше работах ИМЭМО выдвинут тезис об изменении представления о составе арсенала государственных регулирующих средств воздействия на экономику за счет включения в их число на совершенно равноправной основе ведомств внешней политики и силовых структур обеспечения национальной безопасности и социального равновесия. По своим функциям и методам они отличаются от экономических ведомств, но результаты их деятельности, а именно, воздействие на экономическое поведение потребителей, производителей, внутренних и зарубежных инвесторов, идентичны тем, которые достигаются средствами "чисто экономического" регулирования.

Таким образом, в трактовке роли государства присутствует и элемент дополнения, а именно возведение ранее "чисто политических" ведомств н областей политики в число регуляторов экономики, и элемент расширения трактовки экономической роли всей системы политических средств, деятельности всей совокупности государственных учреждений - правительства, парламента и судебной системы.

Следует подчеркнуть, что при рассмотрении роли политики мы имеем дело не с рыночно-коммерческим, а с иным, некоммерческим видом обмена деятельностью, сущностным для всех экономических укладов современной смешанной экономики кроме частнопредпринимательского. Важно также иметь в виду, что подобный подход претендует только на освещение экономического, воспроизводственного, направленного на оценку конечной эффективности аспекта деятельности политических институтов и не служит проявлением "экономического империализма". Он просто признает все многогранные стороны политического процесса и все сферы исследования политологической науки. Как всегда, в своем анализе воспроизводственной деятельности общества политическая экономия не вторгается в чисто технологические процессы, равно как и в сложные грани политической деятельности и ее конкретные, животрепещущие результаты.

В эпоху высоких технологий и глобальных угроз будет возрастать и традиционный аспект зависимости динамики социально-экономического развития от результатов деятельности силовых институтов. Помимо того, что антитеррористическая деятельность критически важна для активизации внутреннего спроса США, от которого зависит почти 90% экономического роста, на экономику оказывают значительное влияние и сами расходы на превращение США в "страну высокотехнологичной безопасности". Бюджет министерства национальной безопасности на 2005 фин. г. составляет 40.2 млрд. долл. Пока что это равняется 1/10 военного бюджета, но прогноз на 2010 г. для всех государственных и частных расходов такого рода колеблется от 130 до 180 млрд. долл. (в 2003 г. - 63 млрд.). Происходит стремительный рост акций корпораций, получающих данные заказы. Отмечен приток новаторских идей (разработка системы тотального слежения за иностранцами, которая обойдется в 10 млрд. долл., совершенствование базы пограничной и портовой стражи, требующая 14 млрд.).

Как ни неожиданно это звучит, меньше всего новаций наблюдается в сфере социальной деятельности американского государства. По существу здесь имеет место последовательное продолжение сформировавшихся тенденций, работа над уже действующими направлениями и программами. Обе политические партии всячески педалируют, и не только декларативно, но и реально, поддержку сферы семейного воспитания детей, повышение качества и доступности образования и медицинского обслуживания, поддержку развития науки, формирование условий цивилизованной и отвечающей интересам страны иммиграции.

Для сбалансированного подхода к американской социальной действительности нужно учитывать и то, что эти процессы происходят на базе далеко не преодоленного глубинного социального неравенства. Примерно 15% доходов получает 1 % самых богатых семей, которые к тому же владеют 30% имущества и активов (по данным обследования потребительских финансов ФРС). 10% семей имеют 65% активов, а 50% семей - 95% имущества. Хотя до 70% семей живут в собственных домах, на долю зажиточной половины приходится 90% их стоимости. Практически половина населения не участвует в реализации растущих доходов от собственности.

В. Марцинкевич

Стр.:  1 | 2
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

25 сентября 2018 г.
11:11Российский турист в среднем тратил 67 тыс. руб. в зарубежном путешествии
11:11ГПБ установил ставку 9-го купона облигаций БО-10 в размере 7,95%
11:06Группа "Аэрофлот" в январе-августе увеличила перевозку на 9,8%
11:00Средний курс юаня со сроком расчетов "сегодня" по итогам торгов составил 9,5823 руб.
10:55ЦБР: у рынка процентных деривативов в РФ - большой потенциал развития
10:48Верховный суд готовит новое постановление о привлечении к ответственности бенефициаров компаний-банкротов
10:45За первые полчаса торгов курс доллара США понизился до 65,7195 руб.
10:43"КИТ Финанс Капитал" допустил техдефолт по выплате 3-го купона бондов БО-06 на 66,7 млн рублей
10:41Средний размер автокредита в РФ приблизился к 800 тыс. руб
10:32Доверие предпринимателей к экономике Франции в сентябре снизилось
10:20Доллар и евро начали торги на "Московской бирже" снижением
10:20За первые пять минут торгов курс доллара США понизился до 65,6892 руб.
10:20Рынок акций Московской биржи по состоянию на 10:05 мск 25 сентября снижается
10:14ФАС поддерживает идею обязать НК поставлять на НПЗ до 17,5% добытой нефти
10:07Российский рынок акций открылся на позитиве