Современные тенденции в воспроизводственном процессе США. Обогащение роли политических факторов.

До сих пор совершенно справедливо считалось, что главными государственными регуляторами темпов и характера экономической динамики США являются законодательные и административные правила игры, а также бюджетно-финансовые рычаги различного рода. В дополнение к этому в упомянутых выше работах ИМЭМО выдвинут тезис об изменении представления о составе арсенала государственных регулирующих средств воздействия на экономику за счет включения в их число на совершенно равноправной основе ведомств внешней политики и силовых структур обеспечения национальной безопасности и социального равновесия. По своим функциям и методам они отличаются от экономических ведомств, но результаты их деятельности, а именно, воздействие на экономическое поведение потребителей, производителей, внутренних и зарубежных инвесторов, идентичны тем, которые достигаются средствами "чисто экономического" регулирования.

Таким образом, в трактовке роли государства присутствует и элемент дополнения, а именно возведение ранее "чисто политических" ведомств н областей политики в число регуляторов экономики, и элемент расширения трактовки экономической роли всей системы политических средств, деятельности всей совокупности государственных учреждений - правительства, парламента и судебной системы.

Следует подчеркнуть, что при рассмотрении роли политики мы имеем дело не с рыночно-коммерческим, а с иным, некоммерческим видом обмена деятельностью, сущностным для всех экономических укладов современной смешанной экономики кроме частнопредпринимательского. Важно также иметь в виду, что подобный подход претендует только на освещение экономического, воспроизводственного, направленного на оценку конечной эффективности аспекта деятельности политических институтов и не служит проявлением "экономического империализма". Он просто признает все многогранные стороны политического процесса и все сферы исследования политологической науки. Как всегда, в своем анализе воспроизводственной деятельности общества политическая экономия не вторгается в чисто технологические процессы, равно как и в сложные грани политической деятельности и ее конкретные, животрепещущие результаты.

В эпоху высоких технологий и глобальных угроз будет возрастать и традиционный аспект зависимости динамики социально-экономического развития от результатов деятельности силовых институтов. Помимо того, что антитеррористическая деятельность критически важна для активизации внутреннего спроса США, от которого зависит почти 90% экономического роста, на экономику оказывают значительное влияние и сами расходы на превращение США в "страну высокотехнологичной безопасности". Бюджет министерства национальной безопасности на 2005 фин. г. составляет 40.2 млрд. долл. Пока что это равняется 1/10 военного бюджета, но прогноз на 2010 г. для всех государственных и частных расходов такого рода колеблется от 130 до 180 млрд. долл. (в 2003 г. - 63 млрд.). Происходит стремительный рост акций корпораций, получающих данные заказы. Отмечен приток новаторских идей (разработка системы тотального слежения за иностранцами, которая обойдется в 10 млрд. долл., совершенствование базы пограничной и портовой стражи, требующая 14 млрд.).

Как ни неожиданно это звучит, меньше всего новаций наблюдается в сфере социальной деятельности американского государства. По существу здесь имеет место последовательное продолжение сформировавшихся тенденций, работа над уже действующими направлениями и программами. Обе политические партии всячески педалируют, и не только декларативно, но и реально, поддержку сферы семейного воспитания детей, повышение качества и доступности образования и медицинского обслуживания, поддержку развития науки, формирование условий цивилизованной и отвечающей интересам страны иммиграции.

Для сбалансированного подхода к американской социальной действительности нужно учитывать и то, что эти процессы происходят на базе далеко не преодоленного глубинного социального неравенства. Примерно 15% доходов получает 1 % самых богатых семей, которые к тому же владеют 30% имущества и активов (по данным обследования потребительских финансов ФРС). 10% семей имеют 65% активов, а 50% семей - 95% имущества. Хотя до 70% семей живут в собственных домах, на долю зажиточной половины приходится 90% их стоимости. Практически половина населения не участвует в реализации растущих доходов от собственности.

В. Марцинкевич

Стр.:  1 | 2

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 июня 2020 г.
17:35К цифровым паспортам россиян привяжут их биометрические данные: параметры лица и голоса
16:58ЕС призвал США пересмотреть решение о разрыве отношений с ВОЗ
16:15Lufthansa согласилась на условия ЕС по предоставлению финансовой помощи в 9 млрд евро
2 июня 2020 г.
19:58Ставка 11-го купона бондов РЖД серии БО-14 установлена в размере 4,1%
19:51Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 2 июня растет
19:45Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 2 июня выросла на 0,98% и составила 44691,332 млрд руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 76,8228 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,6832 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 68,8134 руб.
19:11ВТБ разместил два выпуска инвестоблигаций общим объемом 625 млн рублей
19:00Предпринимательская уверенность в мае упала в добыче и в обработке второй месяц подряд
18:58Индекс МосБиржи вырос на 1,7%, индекс РТС - на 2,4%
18:51"Газпром" обжаловал решение арбитража по спору с польской PGNiG
18:45Объем сделок с драгметаллами на "Московской бирже" в мае вырос на 26%
18:37Цены на нефть продолжают повышаться
купить декоративную штукатурку для стен Она используется как в частных домах, так и в квартирах, придавая общему интерьеру эксклюзивность и оригинальность. Интернет-магазин Studio Decore имеет в ассортименте фактурную декоративную штукатурку, палитра которой очень разнообразна. В нашем каталоге можно увидеть материалы на любой вкус и цвет.