О деятельности коллекторского агентства MORGAN & STOUT credit management service.
Средства, которые компания MORGAN&STOUT выделит на покупку долгов, в конце 2007 г. составят 40-50 млн долл. Покупка долгов — это отдельный бизнес, который рождается из практики коллекторского бизнеса. Чтобы оценить долг, нужно собрать статистические данные, иметь внутреннюю серьезную систему скоринга, большое программное обеспечение. Ошибки в оценке долгов могут привести компанию к банкротству. Кроме того, в Англии, например, покупка долгов — это рынок продавца, а не покупателя, именно продавец диктует условия. Через закрытые защищенные сайты банки рассылают соответствующие предложения о покупке долгов потенциальным покупателям, которые могут ознакомиться на сайте с характеристиками просроченной задолженности. Очевидно, со временем такая практика сложится и в России.
Говоря о структуре портфеля коллекторских агентств, следует отметить, что в мировой практике большая часть выручки этих агентств формируется за счет доходов от работы с просроченной задолженностью физических лиц банкам. Она составляет, как правило, 30—70% портфеля активов агентств. Некоторые компании специализируются на работе с просроченной задолженностью только физических лиц. MORGAN&STOUT, исходя из ситуации на российском рынке, также планирует работать прежде всего с этим видом задолженности физических лиц. Вместе с тем мы планируем работать и с другими видами просроченной задолженности, в частности юридических лиц.
Миссия компании заключается в улучшении финансовых показателей ее клиентов и построении долгосрочных партнерских отношений. Прерогативой MORGAN&STOUT является перевод должника в категорию клиента, который начинает соблюдать график платежей. За цифрами компания видит не долги и статистику, а человеческие судьбы и проблемы.
Методы, которыми пользуются некоторые физические или юридические лица для «вышибания долгов», абсолютно неэффективны. С должником надо договариваться. Никакие силовые методы в его отношении не принесут результата. Ему можно предложить реструктуризацию долга, изъятие штрафных санкций. Если просто давить на должника, то эффект будет минимальным, именно вот эти 8% нормы взыскания на российском рынке, существующие в настоящее время. Постепенно в основном все начинают понимать, что лучше быть хорошим заемщиком, чем плохим. Плохо отдаешь кредит - значит, дорого будешь платить за кредит в будущем.
Хочу отметить, что мошенники среди заемщиков есть во всех странах. Вместе с тем, по статистике, как в России, так и за рубежом во всем объеме просроченной задолженности только 2,5% приходится на мошенничество с использованием поддельных документов. Эти долги вообще не возвращаются. А в целом должники в разных странах не имеют существенных отличий, так же как и технологии работы с ними. Специфика российского рынка в том, что он молодой и очень бурно и быстро развивается. Например, в России 10 лет назад не было практически торговых сетей, а сейчас они есть и в регионах.
Все большие агентства Англии и США имеют единый call-center, иногда один на несколько стран. Задача нашей компании — создать эффективный call-center, работающий круглосуточно. Присутствие в регионе нужно только для выездного коллекторства и судебного разбирательства. Этим мы сейчас и занимаемся, хотя это не самые эффективные методы работы с просроченной задолженностью. Вместе с тем у нас есть технологии работы в регионах, если возникнет такая необходимость. Мы думаем, что это целесообразно в 15-20 крупных городах, где существует развитый банковский бизнес.
Финансовая грамотность населения разная, но в основном, к сожалению, оставляет желать лучшего. Потенциальный заемщик, когда берет кредит, часто не беспокоится о своей кредитной истории, что связано не только с его низкой финансовой грамотностью, но и с недостаточной культурой использования кредитов. Мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда заемщик в 90% случаев не читает кредитный договор, а 50% заемщиков считают, что банк их обманывает, начисляя несоразмерные проценты. Одна из задач коллекторского агентства - объяснить должнику, что банк не виноват в сложившейся ситуации, что есть соответствующие законы, назвать возможные позитивные и негативные для него последствия, исходя из сложившейся ситуации. Таким образом, практически мы занимаемся консультированием должников, что положительно влияет на показатель возврата просроченной задолженности.