«Электронные деньги» в поисках своей ниши.

«Электронные деньги», как известно, являются стоимостью, представленной обязательством эмитента, хранящейся на электронном носителе и принимаемой в качестве средства платежа иными учреждениями помимо эмитента. Энтузиасты предполагали, что «электронные деньги» начнут стремительно вытеснять бумажные, тем более что общественные издержки, связанные с оборотом последних, в развитых странах, по некоторым оценкам, составляют 2-3% ВВП. Согласно оптимистическим прогнозам, внедрение «электронных денег» позволило бы вдвое снизить этот показатель.

В настоящее время двумя основными разновидностями «электронных денег» являются: многоцелевые предоплаченные карты иначе называемые «электронными кошельками», (multi-purposes prepaid cards, electronic purse) и предоплаченные сетевые или программные продукты (prepaid network, software based products). Первая разновидность легче поддается учету, чаще становится предметом исследований, и потому на ней сосредоточится представленный ниже анализ. К тому же второй вид «электронных денег» распространен гораздо меньше. Оставим в стороне небезынтересный вопрос о сходствах и различиях между электронными и другими современными видами денег, ограничившись рассмотрением основных тенденций в использовании e-money за рубежом.

По данным Банка международных расчетов, в 2005 г. в 39 странах действовало 92 системы электронных расчетов. Как свидетельствуют регулярно проводимые этим банком исследования, после нескольких лет стабильного роста распространение «электронных денег» в последние три-четыре года в большинстве стран замедлилось. Абсолютное число сделок с ними снизилось по сравнению с пиковыми значениями 2002-2004 гг. в Бельгии, Германии, Франции, Швейцарии, Швеции. Соответственно, уменьшилась их доля в общем числе операций небанковских учреждений.

В европейских странах, за исключением Италии, аналогичная динамика наблюдается и у показателей абсолютного объема сделок с «электронными деньгами». В Италии внедрение таких «денег» началось сравнительно недавно. Низкий старт обусловил высокую динамику, а более высокие лимиты на «толщину электронных кошельков» (депонируемую туда сумму) и сумму одной сделки обеспечили ускоренное увеличение суммарного объема операций с «электронными деньгами». По средней величине сделки в этом сегменте (98,7 долл. США в 2005 г.) Италия резко выбивается из общего ряда. В то же время эта страна пока еще заметно отстает от европейского лидера на поприще использования «электронных денег» - Бельгии -по относительным показателям (объем сделок в расчете на душу населения, развитие соответствующей инфраструктуры и т.п.). Можно предположить, что и в Италии в ближайшие годы развитие подобной формы платежей затормозится. Как в других европейских странах она заполнит определенные, достаточно ограниченные ниши, и дальнейший рост будет, прежде всего, зависеть от расширения этих ниш. Характерно, что еще в 1995 г. создатели действующей в Бельгии системы «электронных кошельков» Proton изначально очертили сферу их использования — мелкие покупки в магазинах; покупки в торговых автоматах; парковка автомобилей; проезд в общественном транспорте; телефоны-автоматы — и практический не вышли за эти рамки. На смарт-карте Proton сейчас может быть депонировано от 5 до 125 евро. Сходная ситуация и в других европейских странах.

А. Ершов

Стр.:  1 | 2 | 3
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 апреля 2019 г.
18:05Премьер Белоруссии: с запуском Нежинского ГОКа страна станет более значимым игроком на мировом рынке калия
17:54Оборот глобального рынка электронной коммерции составил $29 трлн - ЮНКТАД
17:31Неопределенность по Brexit может сказаться на ценах на французское вино
16:43Минпромторг РФ предлагает исключить список обязательных техопераций для локализации в автопроме
15:59Козак: выпадающие доходы бюджета от корректировки демпфера частично будут компенсированы допакцизом на газойл
15:30WWF России: на экотуризм приходится четверть мирового рынка путешествий
14:57Минэнерго ожидает среднегодовой рост потребления электроэнергии в 1,2% до 2024 года
21 апреля 2019 г.
18:02Китай начинает новый этап развития рынка электромобилей
17:11Объем рынка доверительного управления по итогам 2018 года превысил 8 трлн руб.
16:19Активы пяти крупнейших российских банков в марте увеличились на 0,5%
15:35В марте банковские вклады в валюте не изменились, рублевые выросли на 0,2%
14:49В Москве и Санкт-Петербурге растет доля свободных помещений стрит-ритейла
14:02Кредиты нефинансовому сектору в марте увеличились на 0,4%
13:20Спрос на летние речные круизы по России в этом году вырос на 10-15%
12:39Просроченная задолженность физлиц по банковским кредитам в марте снизилась на 1,4%
Согласование козырька Согласование установки козырька является наиболее сложным из всех видов дополнительного оборудования фасадов именно в силу его индивидуальности и большего количества предъявляемых требований. При проектировании козырька определяется не только дизайн, но и используемые материалы, цветовое решение. Используемые материалы влияют как на внешний облик, так и на функциональные возможности конструкции.