Привлекательно и выгодно.
Привлекательность сбережения можно наглядно оценить, сравнивая первоначальную сумму вклада и сумму, которой он достигает через несколько лет. Динамика сбережения свидетельствует о зависимости суммы наращивания депозита от срока кредита и депозита, а также от первоначальной суммы депозита.
Отметим эффективность «Кредита на депозит» для банка, реализующего данный продукт. Во-первых, банк осуществляет в совокупности кредитную и депозитную операции с одним клиентом, увеличивая рыночную долю в розничных сегментах. Во-вторых, банк, кредитуя депозит клиента, минимизирует затраты, так как не возникает необходимость формирования РВПС - открытый вклад, по сути, и является резервом.
В-третьих, банк укрепляет ликвидность за счет улучшения качества депозитов, так как одним из основных внутренних факторов, влияющих на банковскую ликвидность, является ресурсная база.
В-четвертых, банк увеличивает длинную часть ресурсной базы, что позволяет ему финансировать инвестиционные проекты.
Для количественной оценки эффективности предложенного продукта необходимо в каждом конкретном случае воспользоваться формулой:
Эф = (Пк + Дв) / Пд
где Эф - показатель эффективности «Кредита на депозит»;
Пк - величина процентного дохода, полученного от кредитования клиента;
Дв — величина дохода банка, полученного от использования депозитных средств клиента;
Пд - величина процентного расхода, связанного с привлечением средств клиента на депозит.
Для клиента — физического лица «Кредит на депозит» привлекателен следующим. Во-первых, продукт дает возможность сформировать сбережения не за счет собственных, а за счет привлеченных средств, что важно, так как собственные средства расходуются в основном на текущее потребление. Во-вторых, низкие годовые процентные ставки по кредиту делают его более доступным и позволяют с меньшими затратами расплатиться по нему. В-третьих, выгодные годовые процентные ставки по депозиту позволяют нарастить сумму вклада, которая будет амортизатором непредвиденных расходов, первоначальным капиталом или залоговым обеспечением для капитальных вложений домохозяйств. В-четвертых, доступность для неработающих слоев населения, в частности студентов, которые за годы обучения смогут накопить первоначальный капитал и в дальнейшем использовать его по назначению.
Подводя итоги, необходимо отметить, что банковский продукт «Кредит на депозит» в наибольшей степени удовлетворяет потребности и клиента, который начинает копить сбережения для уверенности в завтрашнем дне, и банка, который увеличивает количество клиентов, расширяет ресурсную базу, укрепляет ликвидность.
Одним из важных моментов, по нашему мнению, является то, что данный банковский продукт не только обеспечит экономическую эффективность банку, но и позволит ему принять активное участие в решении социальной проблемы, остающейся нерешенной в нашем государстве, — неравенство в доходах различных категорий граждан. Так что, по большому счету, новый продукт помогает сберечь и население, и экономику России.
Внедрение предложенного банковского продукта не сопряжено с большими дополнительными затратами, так как укладывается в общую концепцию расширения клиентской базы. Нуждается в проработке ЛИШЬ программное обеспечение и юридическая сторона (составление кредитно-депозитного договора). Необходимым элементом внедрения «Кредита на депозит» является маркетинговое исследование, которое следует провести с целью подтверждения востребованности продукта на банковском рынке и определить круг его потенциальных потребителей. Это можно сделать путем анкетирования. Опрос может проводиться на сайте банка, а также в его офисах при работе с клиентами.