Латинская Америка. Государственные банки в условиях неолиберальных преобразований.

Тенденция к сокращению госсектора в кредитной сфере особенно усилилась в Аргентине во второй половине 90-х годов, когда под влиянием финансового кризиса 1995 г. большинство государственных банков, прежде всего регионального подчинения, оказались по существу на грани банкротства. Ухудшение положения во многом явилось отражением или следствием низкой результативности кредитной полигики и преобладания в активах средств, вложенных в низкорентабельные или убыточные проекты.

По состоянию на середину 90-х годов примерно 35% их кредитного портфеля составляли просроченные и непогашенные займы по сравнению с 8% у иностранных банков и 19% в среднем по банковской системе страны в целом.

Аналогичная ситуация складывается и в Бразилии. В ходе осуществления плана "Реал", имевшего, как и аргентинcкая стабилизационная программа, ярко выраженную антиинфляционную направленность, многие государственные банки регионального уровня были вынуждены заявить 11 своей несостоятельности. Одним из основных направлений реструктуризации этой категории стала передача их активов в частные руки. Так, в 1997 г. был приватизирован llanco de Rio de Janeiro, контролировавшийся правительством одноименного штата. Его продажа явилась по существу началом намеченной к реализации широкой программы реформирования государственных банков, в том числе и путем их слияния, ликвидации или трансформации в так называемые ассоциации развития (организации небанковского типа). В 2000 г. был приватизирован один из крупнейших государственных кредитных институтов Бразилии — Banespa. В ходе острой конкурентной борьбы между национальными и иностранными инвесторами он перешел под контроль испанской финансовой группы Santander.

В Перу в ходе финансовой реформы 1990 г. была ликвидирована практически вся сеть государственных кредитных учреждений28. В соответствии со ст. 7 нового закона о нанках "государство не участвует в национальной финансовой системе страны, за исключением инвестиций в COFIDE (Финансовая корпорация развития), действующую в режиме банка второго уровня". В Мексике в результате понесенных в 1994 — 1995 годах, крупных убытков было принято решение о ликвидации одного из крупнейших государственных банков — Banco Nacional de comercio interior (Национального банка внутренней торговли), созданного еще в 1954 г. Под влиянием тяжелых последствий финансового кризиса 1994 — 1995 годов здесь развернулась дискуссия о путях совершенствования кредитной системы страны. Среди других предложений был поставит и вопрос о создании на базе действующих государственных банков лишь одного института, который бы использовался для решения наиболее важных социально-экономических проблем общенационального масштаба.

Таким образом, проводимая латиноамериканскими странами политика неолиберализма привела к заметной переоценке места госсектора в кредитной сфере. Однако в практическом плане, несмотря на серьезные проблемы и противоречия, накопившиеся в его деятельности, он не подвергся в целом ряде стран тотальной приватизации и ликвидации. В Аргентине, например, где декларировалась наиболее жесткая позиция, роль госбанков хотя и снизилась, но осталась на сравнительно высоком уровне. Так, их доля в общем объеме активов кредитных учреждений составила в 1997 г. 34,7%, а в сумме предоставленных займов 32,2% (соответственно, 39,4 и 37,5% в 1995 г.). В Мексике также, несмотря на крупные потери, понесенные в ходе кризиса 1994— 1995 годов, на них пришлось в 1998 г. 32,9% кредитного портфеля всей банковской системы страны.

Относительная устойчивость данного сегмента ссудного рынка объясняется рядом причин. Во-первых, отсутствием альтернативных механизмов и схем, способных в нынешних условиях компенсировать уход государства с рынка кредитных услуг, а их (т.е. соответствующих частных структур) формирование связано не только с дополнительными материальными затратами, но и серьезными издержками временного характера. Во-вторых, при нынешнем сравнительно невысоком уровне развития внутреннего ссудного рынка в целом, а также в условиях сохраняющейся преимущественной ориентации кредитных потоков на высокоприбыльные и краткосрочные операции частные финансовые организации не только не заинтересованы, но и не в состоянии заполнить те специфические ниши, которые занимают государственные институты. Сложившаяся асимметрия особенно характерна для тех областей экономической деятельности, которые традиционно отличаются сравнительно низким уровнем рентабельности, повышенными коммерческими рисками и длительными сроками окупаемости. В-третьих, внедрение сугубо рыночных принципов в кредитную сферу не привело на нынешнем этапе к ее соответствующей "демократизации". Более того, усилившаяся коммерциализация всех сторон хозяйственной жизни, выразившаяся в том числе и в резком росте процентных ставок, практически блокировала возможность доступа многочисленных представителей, например малого и среднего бизнеса, к банковским кредитам.

И. Шереметьев

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

29 марта 2024 г.
20:20Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 29 февраля выросла на 0,38% и составила 60817,145 млрд руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 90,8664 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 12,5691 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 98,5752 руб.
18:58Рынок российских акций вырос на 0,9-1,1%
18:51Финорганизациям рекомендовано минимизировать участие в деятельности, связанной с оборотом цифровых валют ЦБ РФ
18:45Россия может ввести запрет на экспорт сахара до начала августа
18:37Рост ВВП Индии в 3-м финквартале ускорился до 8,4%
18:14Правительство с 1 марта вводит временный запрет на экспорт бензина и увеличивает нормативы продажи топлива на биржевых торгах
18:07ВВП Канады в 4-м квартале увеличился на 1%, превысив прогнозы
18:00Средний курс доллара США со сроком расчетов "сегодня" по итогам торгов составил 90,8609 руб.
18:00Средний курс юаня со сроком расчетов "сегодня" по итогам торгов составил 12,5657 руб.
17:38Голикова: нацпроект "Продолжительная и активная жизнь" может потребовать более 1 трлн рублей до 2030 года
17:06Число заявок на пособие по безработице в США выросло на 13 тыс.
16:57Доходы американцев в январе выросли на 1%, расходы - на 0,2%
Тракторов Минского тракторного завода МТЗ – 80/82.1 МТЗ-1221, запчасти на МТЗ.. Сотрудники нашей компании всегда готовы предоставить вам исчерпывающую информацию по применяемости, стоимости автозапчастей, а также наличия на складе, способах оплаты и заказа. В магазине установлен терминал для оплаты ОАО "Сбербанк". Обращайтесь по многоканальному телефону: