Латинская Америка. Государственные банки в условиях неолиберальных преобразований.

Некоторые результаты деятельности государственных банков в 90-е годы свидетельствуют о том, что структурная перестройка позволила им в определенной мере адаптироваться к новым условиям. То есть речь идет о том, что в целом ряде латиноамериканских стран они остаются не только в качестве специфического субъекта рынка ссудных капиталов, но и сохранили, хотя и в урезанном варианте, свою роль в экономике.

Что же касается общих итогов рассмотренных выше основных направлений реформационной политики, предпринятой латиноамериканскими странами в кредитной сфере, то они, как показали события 90-х годов, также не могут быть восприняты однозначно. Нельзя отрицать того факта, что курс на реформирование способствовал заметному ускорению модернизации кредитно-банковских структур с учетом требований и реалий рыночной экономики, объективных мировых тенденций к глобализации финансовой и производственной деятельности. Меры по .дерегулированию и либерализации предопределили повышение мобильности кредитных институтов в условиях быстро меняющейся экономической конъюнктуры. Более разнообразным стал и используемый ими инструментарий мобилизации и распределения кредитных ресурсов.

Вместе с тем осуществленные реформы на своем первом этапе не оказали заметного влияния на становление и развитие новых, более конструктивных и эффективных форм взаимодействия банковского капитала с реальной экономикой. В целом ряде стран, включая Аргентину, Мексику, Бразилию, Венесуэлу и др., эти отношения приобрели далеко не самые рациональные формы, а прямые и косвенные результаты сложившейся практики оказались в условиях кризисных явлений 90-х годов фатальными как для производства, так и для самой банковской системы соответствующих стран.

Не удалось, в частности, кардинально преломить тенденцию к концентрации операций в направлении наиболее крупных и рентабельных предприятий. Последние продолжают выступать в качестве основных, привилегированных клиентов. Кроме того, снятие отраслевых ограничений на движение финансовых потоков предопределило заметный рост так называемых потребительских займов (в основном, на приобретение ввозимых из-за рубежа товаров длительного пользования), что наряду с отвлечением ресурсов из производственного сектора явилось одной из причин увеличения импорта и роста дефицита торгового и платежного балансов.

Одновременно заметно осложнилось положение многочисленных групп хозяйствующих субъектов, доступ которых к банковским кредитам из-за общей тенденции к повышению их стоимости оказался еще более затруднительным. Это коснулось прежде всего мелких сельскохозяйственных производителей и представителей малого и среднего бизнеса в целом. Если, например, раньше госбанки пользовались дотациями со стороны федеральных властей и могли оказывать банковские услуги по пониженным ставкам, то в условиях введенных в большинстве латиноамериканских стран бюджетных ограничений и резкого сокращения или полной отмены субсидий они вынуждены ограничивать свою деятельность, в том числе и на льготной основе. Так, в Мексике в начале 90-х годов примерно половина сельских хозяйств имела доступ к сравнительно дешевым кредитам Banrural (государственный банк кредитования сельского хозяйства), то уже к середине того же десятилетия эта доля сократилась до 20%.

Речь идет также и о слабой сопряженности между отдельными направлениями политики реформирования. Так, запаздывание с принятием мер по совершенствованию банковского надзора и системы отчетности во многом предопределило резкое увеличение кредитной экспансии. Отсутствие действенного контроля со стороны монетарных властей в условиях масштабного дерегулирования привело не только к лавинообразному нарастанию предоставляемых кредитов, но и столь же быстрому ухудшению их качества как с точки зрения гарантий погашения, так и целевого использования. Поэтому не случайно, что именно банковский сектор оказался в эпицентре финансовых потрясений, прокатившихся по странам региона в 90-е годы.

Однако издержки структурных преобразований не привели к отказу от самой стратегии реформирования. Сохраняется и ее основная направленность. С учетом недавних уроков продолжает перестраиваться банковская сфера, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов, модифицируется система взаимоотношений правительства с субъектами кредитного рынка, складываются новые пропорции в динамике государственного и частного секторов, совершенствуется и законодательная база.

Возросло внимание к вопросу эффективности и устойчивости банковских систем как с точки зрения их вклада в решение внутрихозяйственных проблем, так и повышения международной конкурентоспособности национальных экономик. Существенные сдвиги на пути решения этой стратегической задачи произошли и происходят и в области формирования новой структуры и принципов взаимоотношений с иностранным капиталом.

И. Шереметьев

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

25 апреля 2018 г.
19:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 25 апреля снижается
19:25Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 25 апреля снизилась на 0,64% и составила 38222,755 млрд руб.
19:25ЦБ РФ будет бороться с сопротивлением эмитентов при конвертации облигаций в акции
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,7895 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 62,0217 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 75,7022 руб.
19:03ФАС выдала "Транснефти" на год разрешение на получение контроля над НМТП, может продлить при необходимости
18:59Индекс МосБиржи не изменился, индекс РТС снизился на 1,4%
18:48Держатели евробондов "РусАла" просят OFAC разрешить операции с ними и продлить дедлайн по продаже - агентство
18:47ВЭБ установил ставку купона бондов ПБО-001Р-К037 на 20 млрд руб. в размере 7,01%
18:41Совет директоров "Роснефти" рекомендовал выплатить дивиденды за 2017 г. в размере 6,65 руб. на акцию
18:35Глава ФАС не уверен в успешной блокировке Telegram в России
18:28СП РФ предлагает оптимизировать законодательство в сфере госзакупок
18:13Артемьев: временная национализация РусАла в теории возможна - либо за деньги, либо за активы
18:07ЦБ: активы лишенного лицензии Темпбанка не превышают 2,3 млрд руб., обязательства - более 13,5 млрд руб.