Этапы проведения аудита ИТ.
Идентификация процедур внутреннего контроля. Цель этапа — аудитор должен собрать информацию о существующих средствах внутреннего контроля ИТ-под-разделения за выполнением ИТ-процессов. Проводится работа по обобщению информации о средствах и методах внутреннего контроля.
По завершении этапа необходимо:
- получить информацию об объектах контроля (показатели, ресурсы, структурные единицы, процессы);
- идентифицировать центры контроля (подразделения и лиц, на которые возложено выполнение основных контрольных функций);
- получить информацию о процедурах (механизмах) внутреннего контроля и о корректирующих средствах контроля.
Оценка механизмов внутреннего контроля. Цель этапа — проанализировать заявленные механизмы внутреннего контроля и корректирующие средства контроля.
Для того чтобы модель управления ИТ-процессами работала, ответственность за процессы должна быть четко распределена: а именно, установлена строгая подотчетность каждого должностного лица и регламентирована контрольная деятельность подразделения. В противном случае не будет происходить обмен управляющей информацией, и корректирующие действия не будут предприниматься. Это относится не только к регламентации процессов выполнения отдельных процедур, но и к установлению правил сбора, группировки и предоставления ответственным должностным лицам информации, необходимой для принятия управленческих решений. На данном этапе определяется наличие инструкций и правил выполнения контрольных функций, адекватность разделения обязанностей, наличие эффективных процедур санкционирования.
По завершении этапа необходимо: сделать вывод о полноте заявленных механизмов внутреннего контроля и корректирующих средствах контроля; задокументировать недостатки, выявленные в механизмах внутреннего контроля.
Тестирование процедур контроля. Цель этапа - проверка аудитором адекватности заявленных механизмов внутреннего контроля выполняемым ИТ-подразделением функциям. Проводится проверка на соответствие заявленных контроля и действующих механизмов внутреннего контроля.
В зависимости от результатов проверки осуществляется тестирование процедур внутреннего контроля либо в ограниченном, либо в значительном объеме.
По завершении этапа необходимо:
- зафиксировать соблюдение проверяемым подразделением заявленных процедур и сделать вывод о том, применяются ли заявленные процедуры и корректирующие средства контроля надлежащим образом и на постоянной основе;
- задокументировать выявленные нарушения и недостатки во внутреннем контроле и
- сформулировать причину их возникновения;
- произвести оценку состояния внутреннего контроля ИТ-процессов.
Цель этапа - провести обобщение полученных сведений для формирования окончательной оценки уровня зрелости ИТ-процессов.
Проводятся оценка текущего состояния внутреннего контроля и ИТ-процессов, сравнение с лучшими практиками, оценка системы повышения качества ИТ-процессов, определяется возможность их совершенствования.
Возможны следующие качественные оценки процедур внутреннего контроля: неадекватные; несовершенные и адекватные.
По завершении этапа необходимо оценить уровень зрелости объекта аудита исходя из оценки зрелости каждого ИТ-процесса (по отношению к рекомендациям стандартов и лучших практик).
Оформление результатов проверки. Цель этапа — систематизировать данные аудиторской проверки.
Формируется заключение, в котором должны содержаться: оценка уровня «зрелости»; оценка адекватности внутреннего контроля; оценка уровня ИТ-рисков и их влияние на риски бизнес-процессов; количественное и качественное обоснование выводов.
По завершении этапа руководитель аудиторской группы должен оформить материалы проверки в виде аудиторского акта (отчета).
В заключение следует отметить, что использование существующих международных и российских стандартов дает возможность организации совершенствовать свою деятельность, в первую очередь за счет налаживания эффективных взаимосвязей бизнеса и информационных технологий, снижения издержек и операционных рисков.