Перспективы глобального рынка. Новые механизмы и локомотивы развития.

Сами глобальные компании не могут выйти из сложившейся ситуации, в которой оказались из-за действия объективных законов рыночной экономики и недооценки социальных факторов, определяющих общую картину жизни мирового сообщества. Их неспособность в одиночку сохранить свой рынок (а они его неизбежно потеряют, если не будут произведена реструктуризация мировой экономики и к рынку не будут подключены новые массы потребителей) объясняется, во-первых, тем, что они увлечены ожесточенной конкуренцией на существующем рынке. Вторая причина неспособности глобальных компаний ускорить движение границ рынка состоит в том, что они не едины в своем воздействии на мировую политику, ее военно-политическую и социально-экономическую составляющие. При явном доминировании текущих экономических интересов над стратегическими недопустимо мала доля усилий компаний-лидеров по формированию общей согласованной глобальной политики.

Действует еще целый набор факторов, объясняющих ограниченность возможностей глобальных компаний в реструктуризации мировой экономики. Тем не менее реструктуризация уже началась и стала одной из черт процесса глобализации. Необходимо в самое короткое время разработать новую стратегию обеспечения роста покупательной способности населения на пути к созданию "второго золотого миллиарда". Наиболее угрожающим препятствием на пути ее реализации окажется коррупция. Мировое сообщество располагает уникальным опытом исчезновения громадных сумм, выделенных на развитие, особенно в Африке и Латинской Америке. Бизнесу нужны новые потребители - ему и решать эту задачу. Разумеется, без участия государства новую стратегию не создать. Пришло время перераспределять функции между государством, ТНК и международными организациями.

Стратегия формирования "второго золотого миллиарда" должна охватить все аспекты социально-экономического развития. К ее разработке необходимо привлечь прежде всего представителей тех, кто находится в слое относительной бедности. Однако результатом 20-30-летней реализации стратегии должна стать и ликвидация абсолютной бедности на планете, что в принципе возможно лишь при наличии интенсивных международных программ регулирования рождаемости.

Среднеразвитые страны с большим населением и существенным экономическим потенциалом - Россия, Китай, Индия, Индонезия, Бразилия, Мексика, - должны стать локомотивами развития следующего поколения. При этом речь идет прежде всего о развертывании этими странами на своих и за пределами своих территорий транснациональных компаний. И именно здесь возникает принципиальный вопрос: где стероиды купить и для чего глобальным компаниям взращивать своими собственными руками конкурентов на мировом рынке? И ответ на этот вопрос существует.

Во-первых, без ТНК следующего поколения - а их уже в 2000 г. было около 40 тыс., - нельзя решить задачу подключения к мировому рынку новых сегментов потребителей. Во-вторых, современный менеджмент вполне позволяет делить рынки между игроками с сохранением баланса интересов. Достаточно вспомнить, как обстояли дела на мировом нефтяном рынке в 1918-1928 гг. Однако в 1929 г. рынок был поделен, и "семь сестер" наслаждались своим могуществом вплоть до энергетического кризиса 70-х годов.

Новым фактором управления, который привнесла в практику деятельности ведущих транснациональных компаний глобализация, становится добавление к традиционной стратегии компаний еще одного направления - глобального регулирования процесса формирования покупательной способности населения развивающихся стран.

А. Субботин

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 мая 2025 г.
18:39Квартальная выручка Prada увеличилась на 13%, превысив прогноз
18:31Индекс незавершенных сделок на рынке жилья США в марте вырос на 6,1%
18:02Доходы американцев в марте выросли на 0,5%, расходы - на 0,7%
17:39Добыча нефти в Саудовской Аравии в феврале подросла на 0,3% к январю
17:22Американские фондовые индексы снижаются в начале торгов
17:15Календарь публикаций макроэкономических показателей ведущих стран на ближайшую неделю
16:23Минэкономики Испании прогнозирует ростт ВВП страны в 2025 году на 2,6%
16:03Экономика США в 1-м квартале сократилась на 0,3%, ожидался рост
15:55Чистая прибыль Caterpillar в 1-м квартале упала в 1,4 раза
15:31Выручка Remy Cointreau в прошедешем фингоду снизилась на 17,5%
15:15Годовая инфляция в Германии в апреле замедлилась до 2,1%
14:45Чистый убыток Air France-KLM в 1-м квартале снизился в 1,8 раза
14:22ВВП Грузии в 1-м квартале увеличился на 9,3%
14:05Европейские фондовые рынки торгуются без единой динамики
13:49Темпы роста основных отраслей экономики Белоруссии могут замедлиться во 2-3-м кварталах
юрист по брачным контрактам Брачный контракт. Что можно и что нельзя указывать в брачном договоре. Срок действия и процедура расторжения брачного договора.