Поддержка конкуренции и промышленная политика в Японии.

Традиционно в Японии главенствующей была промышленная политика. До 70-х годов широкое использование налоговых скидок и стимулов для экспортеров сопровождалось попустительством в отношении монополий, защищенных торговыми барьерами, и поощрением слияния экспортных фирм. Откровенно слабая антимонопольная политика позволяла закрывать глаза на открытые сговоры между компаниями по разделу внутреннего рынка. Официально разрешенными и оформленными считались картели в депрессивных отраслях.

Слияния и поглощения требуют формальной регистрации в Комиссии по справедливой торговле. Она должна гарантировать, что в результате поглощения ситуация на рынке не ухудшится. Первое же дело Комиссии - слияние Yawata Steel и Fuji Iron and Steel для создания Nippon Steel Corporation (1969 г.) показало конфликтность интересов конкурентной и промышленной политики. Так как совместные доли этих двух компаний на рынке оказались значительными (18.5% у Yawata и 17% у Fuji), Комиссия сочла слияние нецелесообразным по структурным соображениям. Это вызвало серьезные возражения разработчиков промышленной политики, которые рассчитывали, что новая компания завоюет конкурентные позиции на мировых рынках стали. Высказывались даже угрозы лишить Комиссию ее полномочий по конкурентной политике. Постепенно нашлось компромиссное решение, но деятельность Комиссии стала менее активной, и до конца 70-х годов не было ни одного случая запрета слияния или поглощения.

Министерство международной торговли и промышленности поощряет использование фирмами практики убыточного ценообразования (назначение цены ниже внутренних издержек производства), если это способствует проникновению японских компаний на зарубежные рынки. В 1986 г. в США большой резонанс имело дело о демпинговом ценообразовании семи японских фирм (Matsushita, Toshiba, Hitachi, Sharp, Sanyo, Sony, Mitsubishi) на американском рынке электронных приборов. В ходе разбирательства выявились факты их поддержки правительством, в частности субсидирования покупки лицензионных американских технологий. Кроме того, японское правительство, если и не поощряло, то закрывало глаза на назначение компаниями монопольно высоких цен на свою продукцию в самой Японии. Прибыль от этого шла на дотирование экспортных продаж в США по заниженным ценам.

С конца 40-х годов промышленная политика Японии нацелена на поощрение экспортных картелей и крупных компаний, действующих в отраслях, которые способны обеспечить конкурентоспособность на мировых рынках. Этим компаниям и группам компаний ("кэйрэцу") государство предоставляет льготные кредиты, одобряет гибкие методы ценообразования и применяет другие стимулы. Политика рационализации, как ее именуют в Японии, занимает главенствующее место по сравнению с антимонопольным регулированием, так что антимонопольные законы, даже если по форме (под давлением США) они и сходны с аналогичными законами других развитых стран, по существу правоприменения оказываются ветвью промышленной политики. Поэтому очевидно, что консенсус между конкурентной и промышленной политиками достигается путем фактического устранения антимонопольного регулирования из сферы государственного воздействия на экономику.

Но если подобная стратегия государства была хороша в первые послевоенные годы, то в период глобальной конкуренции и либерализации национальных экономик, как свидетельствуют реалии Японии, она уже не адекватна уровню экономического развития страны. Реформы 80-90-х годов направлены на придание большей значимости конкурентной политике и на внедрение большей степени конкуренции в инструменты и методы промышленной политики. Приватизация крупнейших компаний в отраслях естественных монополий (например, железных дорог) актуализировала вопрос разделения полномочий между отраслевым и антимонопольным регулированием.

И хотя Япония выбрала англосаксонский вариант - при соблюдении общих норм антимонопольной политики акцент делается преимущественно на отраслевое регулирование - во многих аспектах наблюдается тесное переплетение форм, инструментов и объектов воздействия конкурентной и промышленной политики.

Н. Розанова

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 апреля 2019 г.
18:05Премьер Белоруссии: с запуском Нежинского ГОКа страна станет более значимым игроком на мировом рынке калия
17:54Оборот глобального рынка электронной коммерции составил $29 трлн - ЮНКТАД
17:31Неопределенность по Brexit может сказаться на ценах на французское вино
16:43Минпромторг РФ предлагает исключить список обязательных техопераций для локализации в автопроме
15:59Козак: выпадающие доходы бюджета от корректировки демпфера частично будут компенсированы допакцизом на газойл
15:30WWF России: на экотуризм приходится четверть мирового рынка путешествий
14:57Минэнерго ожидает среднегодовой рост потребления электроэнергии в 1,2% до 2024 года
19 апреля 2019 г.
17:15Календарь публикаций макроэкономических показателей ведущих стран на ближайшую неделю
17:05Доход Набиуллиной в 2018 году составил 34,7 млн рублей
17:00Выходные и праздничные дни ведущих стран мира на неделе с 22 по 29 апреля
16:54Размер дивидендов "Газпром нефти" за 2018 год может в два раза превысить уровень 2017 года
16:48Мосбиржа зарегистрировала облигации МОЭК объемом 5 млрд рублей
16:47В марте Банк России закупил 0,6 млн унций золота
16:45Мосбиржа зарегистрировала облигации Газпромбанка объемом 15 млрд рублей
16:39Выплаты по демпферу в 2019 году составят 300 млрд руб.
Купить встраиваемые потолочные светодиодные светильники Нашу компанию характеризует желание быстро в день оформления заказа решать транспортные проблемы наших клиентов. У нас приемлемо низкие цены. Мы ждем ваших покупок и надеемся на долговременные партнерские отношения.