Поддержка конкуренции и промышленная политика в Японии.

Традиционно в Японии главенствующей была промышленная политика. До 70-х годов широкое использование налоговых скидок и стимулов для экспортеров сопровождалось попустительством в отношении монополий, защищенных торговыми барьерами, и поощрением слияния экспортных фирм. Откровенно слабая антимонопольная политика позволяла закрывать глаза на открытые сговоры между компаниями по разделу внутреннего рынка. Официально разрешенными и оформленными считались картели в депрессивных отраслях.

Слияния и поглощения требуют формальной регистрации в Комиссии по справедливой торговле. Она должна гарантировать, что в результате поглощения ситуация на рынке не ухудшится. Первое же дело Комиссии - слияние Yawata Steel и Fuji Iron and Steel для создания Nippon Steel Corporation (1969 г.) показало конфликтность интересов конкурентной и промышленной политики. Так как совместные доли этих двух компаний на рынке оказались значительными (18.5% у Yawata и 17% у Fuji), Комиссия сочла слияние нецелесообразным по структурным соображениям. Это вызвало серьезные возражения разработчиков промышленной политики, которые рассчитывали, что новая компания завоюет конкурентные позиции на мировых рынках стали. Высказывались даже угрозы лишить Комиссию ее полномочий по конкурентной политике. Постепенно нашлось компромиссное решение, но деятельность Комиссии стала менее активной, и до конца 70-х годов не было ни одного случая запрета слияния или поглощения.

Министерство международной торговли и промышленности поощряет использование фирмами практики убыточного ценообразования (назначение цены ниже внутренних издержек производства), если это способствует проникновению японских компаний на зарубежные рынки. В 1986 г. в США большой резонанс имело дело о демпинговом ценообразовании семи японских фирм (Matsushita, Toshiba, Hitachi, Sharp, Sanyo, Sony, Mitsubishi) на американском рынке электронных приборов. В ходе разбирательства выявились факты их поддержки правительством, в частности субсидирования покупки лицензионных американских технологий. Кроме того, японское правительство, если и не поощряло, то закрывало глаза на назначение компаниями монопольно высоких цен на свою продукцию в самой Японии. Прибыль от этого шла на дотирование экспортных продаж в США по заниженным ценам.

С конца 40-х годов промышленная политика Японии нацелена на поощрение экспортных картелей и крупных компаний, действующих в отраслях, которые способны обеспечить конкурентоспособность на мировых рынках. Этим компаниям и группам компаний ("кэйрэцу") государство предоставляет льготные кредиты, одобряет гибкие методы ценообразования и применяет другие стимулы. Политика рационализации, как ее именуют в Японии, занимает главенствующее место по сравнению с антимонопольным регулированием, так что антимонопольные законы, даже если по форме (под давлением США) они и сходны с аналогичными законами других развитых стран, по существу правоприменения оказываются ветвью промышленной политики. Поэтому очевидно, что консенсус между конкурентной и промышленной политиками достигается путем фактического устранения антимонопольного регулирования из сферы государственного воздействия на экономику.

Но если подобная стратегия государства была хороша в первые послевоенные годы, то в период глобальной конкуренции и либерализации национальных экономик, как свидетельствуют реалии Японии, она уже не адекватна уровню экономического развития страны. Реформы 80-90-х годов направлены на придание большей значимости конкурентной политике и на внедрение большей степени конкуренции в инструменты и методы промышленной политики. Приватизация крупнейших компаний в отраслях естественных монополий (например, железных дорог) актуализировала вопрос разделения полномочий между отраслевым и антимонопольным регулированием.

И хотя Япония выбрала англосаксонский вариант - при соблюдении общих норм антимонопольной политики акцент делается преимущественно на отраслевое регулирование - во многих аспектах наблюдается тесное переплетение форм, инструментов и объектов воздействия конкурентной и промышленной политики.

Н. Розанова


Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 июля 2020 г.
20:14Газпромбанк установил ставку 1-го купона субордов на $250,25 млн на уровне 4,7%
20:10Сбербанк разместил два выпуска инвестиционных облигаций на 976,4 млн рублей
20:07ВТБ разместил четыре выпуска облигаций с плавающим доходом на 1,555 млрд рублей
19:55Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 30 июня выросла на 0,02% и составила 43673,717 млрд руб.
19:54Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 30 июня снижается
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 70,8665 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 79,6367 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 10,0198 руб.
19:07Российский рынок акций завершил торги снижением на 0,9-2,2%
18:50ДОМ.РФ установил ставку 39-го купона бондов А18 на уровне 4,4%
18:45Джонсон рассказал о планах правительства по изменению страны к лучшему после кризиса с коронавирусом
18:44АКРА подтвердило рейтинг Кредит Европа банка и его облигаций на уровне "BBB(RU)", прогноз "позитивный"
18:43СФО "Социального развития" полностью разместило облигации на 5 млрд рублей
18:37Аграрный комплекс РФ в 2020 году увеличил посевные площади на 300 тыс. га
18:29Данные россиян, которые собирались для получения пропусков в период самоизоляции, удалены - Минкомсвязи
Купить встраиваемые потолочные светодиодные светильники Нашу компанию характеризует желание быстро в день оформления заказа решать транспортные проблемы наших клиентов. У нас приемлемо низкие цены. Мы ждем ваших покупок и надеемся на долговременные партнерские отношения.