Поддержка конкуренции и промышленная политика.

Проблема соотношения промышленной политики и антимонопольного регулирования занимает важное место в теоретических дискуссиях и в практической деятельности государственных органов. В спектре различных мнений - две взаимоисключающие крайности. Одни ведущую роль в ускорении темпов экономического роста признают за промышленной политикой. Антимонопольная же политика, с их точки зрения, создавая дополнительные и зачастую ненужные ограничения функционирования рынка, оказывает деструктивное воздействие на экономику. Другие отводят главную роль конкурентной политике, в то время как промышленная политика, нацеленная на предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам, считают они, лишает стимулов к повышению эффективности производства.

В зарубежных странах антимонопольное регулирование насчитывает более чем столетнюю историю. На протяжении всего этого периода наблюдаются существенные различия в конкурентной политике, как в разных странах, так и в одной и той же стране в разное время. Оценить закономерности этой эволюции можно только в более широком контексте общей промышленной политики соответствующей страны. Как правило, чем активнее государство стремится охватить промышленной политикой как можно больше отраслей и сфер и воздействовать на структурные сдвиги в экономике, тем слабее и непоследовательнее реализуется конкурентная политика.

Развитие антимонопольного регулирования в США, Японии, странах ЕС характеризуется переходом от жесткой антимонопольной политики запретов и предписаний к более широко понимаемому антимонопольному регулированию как составной части конкурентной политики, к пониманию места антимонопольной деятельности в государственном регулировании. При этом происходит замена преимущественно количественных критериев оценки положения и поведения фирм качественными характеристиками эффективности рынков и отраслей с применением антимонопольного законодательства.

Политика, направленная против возникновения монополий, сменяется более гибким подходом — против не монополий вообще, а против последствий монополизации. Считается, что негативные последствия может вызывать деятельность не только монополий, но и формально не монополий, и что положительные последствия существования формально монополий с точки зрения более общих целей промышленной политики могут перевешивать негативные структурные эффекты их деятельности. Тесное взаимодействие между антимонопольным регулированием и промышленной политикой наблюдается на всех этапах разработки и программ развития промышленности, и конкурентного законодательства.

В современную эпоху глобализации, сложных внутри- и межрыночных связей и стратегических взаимодействий многонациональных фирм сама по себе конкурентная политика не способна обеспечить эффективность рынков. Необходима адекватная поддержка со стороны всех видов промышленной политики, в первую очередь научно-технической и региональной политики занятости.

Как свидетельствует опыт, промышленная политика часто стимулирует изменения антимонопольного законодательства и практики его применения, а реализация промышленной политики стало ключевым фактором осуществления политики поддержки конкуренции. В то же время антимонопольное регулирование выступает как условие эффективности самой промышленной политики, а успешная промышленная политика всегда имеет в своем распоряжении адекватную политику поддержки конкуренции.

Таким образом, антимонопольная политика понимается как система мер по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности экономических агентов на товарных и финансовых рынках. Конкурентная политика нацелена на решение более широкого спектра проблем путем поддержки и стимулирования конкуренции. Если антимонопольное регулирование по своей природе реагирует на уже сложившуюся на рынке ситуацию, то конкурентная политика наряду с мерами пресечения монополистических действий фирм
(и государственных органов) нацелена на активное выявление потенциальных узких мест - рынков и отраслей, где в силу тех или иных причин конкурентные механизмы могут показаться ослабленными.

Н. Розанова


Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 мая 2019 г.
19:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 30 апреля снижается
19:35Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 30 апреля снизилась на 0,45% и составила 42555,122 млрд руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,5731 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 64,5024 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 72,3096 руб.
19:06Fitch поместило рейтинги "Связь-банка" на пересмотр с возможностью повышения
19:02Годовая чистая прибыль "Соллерс" по МСФО упала на 95,4%
18:58Индекс МосБиржи снизился на 0,4%, индекс РТС - на 0,5%
18:49Российские евробонды дорожают благодаря ценовому росту UST и отскоку нефти
18:42Сбербанк в этом году не ожидает значительного изменения доходности корпоративного и ипотечного портфелей
18:34Сбербанк продолжает обсуждать с ЦБР участие в Системе быстрых платежей
18:26Доля жалоб на кредитные организации в РФ увеличилась в 1-м квартале на 4,6%
18:17В прошлом году прирост запасов нефти и конденсата превысил добычу почти на 4%, газа - почти на 7%
18:08Сбербанк пока не планирует менять дивидендную политику
17:59Профицит госбюджета Грузии в 1-м квартале составил 13,4% от доходов