Причины международной экспансии банков.

Международная экспансия банков не является новым феноменом: ее истоки можно обнаружить на рубеже Средневековья и Нового времени, когда заграничные конторы банкирских домов Медичи и Фуггеров действовали во многих экономических и торговых центрах тогдашней Европы. Весьма значительной международная активность банков была в конце XIX — начале XX в.: банки финансировали внешнюю торговлю и крупные инвестиционные проекты в зарубежных странах, страдавших от нехватки собственных инвестиционных ресурсов (хорошо известный пример — деятельность французских банков в дореволюционной России). Банки колониальных держав, особенно Великобритании, открывали многочисленные отделения в портовых городах колоний и зависимых стран. В 1913 г. в мире существовало порядка 2600 зарубежных банковских филиалов, 80% которых принадлежало британским банкам. На долю иностранных банков приходилась треть банковских активов в Латинской Америке и более половины — в Южной Африке, Турции и Китае.

В период между мировыми войнами международная активность банков сильно уменьшилась и вновь стала расти с 1970-х гг. вслед за ростом инноваций в финансовой сфере и быстрым подъемом международной торговли. В последние два десятилетия международная деятельность банков достигла своего пика, в том числе благодаря бурному росту трансграничных слияний и поглощений. Средний уровень иностранной собственности на банковские активы развивающихся стран (выборка включала 104 страны) только за период с 1995 по 2002 г. вырос с 18 до 33%. В несколько раз увеличилась доля иностранного капитала в активах банковских систем США и большинства стран Европы.

Чем можно объяснить зарубежную экспансию банков, и в частности ее усиление в последние годы? С одной стороны, существуют достаточно очевидные аргументы в пользу интернационализации банковской деятельности, выхода банков за границы их домашних рынков. Аккредитив и банковская гарантия в США похожи на аналогичные инструменты в Европе и в Азии, то же можно сказать об операциях с ценными бумагами, финансовом консультировании, осуществлении расчетов. В известном смысле многие предлагаемые банками продукты и услуги можно считать аналогами стандартных квазибиржевых товаров (commodities), различающихся только по издержкам производства; отсюда очевидно стремление, увеличивая объем операций, получить экономию на масштабе и снизить издержки. Обслуживание клиента во всех географических точках, где бы он ни осуществлял свою деятельность, укрепляет отношения банка с ним и увеличивает долгосрочную прибыльность банка. Современные информационно-коммуникационные технологии дают возможность почти мгновенно использовать полученные банком ценные сведения о клиенте во всех местах присутствия банка. Поскольку разные страны в разное время проходят определенные стадии экономического цикла, интернационализация позволяет банку сглаживать циклические колебания, что положительно влияет на его рыночную стоимость.

С другой стороны, есть столь же очевидные аргументы против интернационализации. В некотором смысле банки занимаются торговлей риском: они дают возможность вкладчикам диверсифицировать риск своих вложений, предоставляя кредиты разным категориям заемщиков.

Банковское дело, следовательно, неразрывно связано с умением находить и анализировать информацию о потенциальных заемщиках. Речь при этом идет об информации, которая не является общедоступной, — иначе у банков не было бы никакого преимущества, а вкладчики и заемщики предоставляли бы друг другу средства без посредников.

Естественно предположить, что иностранным банкам, не включенным в культурный контекст данной страны, получать и интерпретировать информацию о местных заемщиках должно быть сложнее, чем национальным банкам. Кроме того, двигаясь за рубеж, банки сталкиваются с непривычной и подчас «негостеприимной» правовой и регуляторной средой.

Вопрос о причинах зарубежной экспансии банков привлекал внимание исследователей еще в начале XX в. Стремление финансового капитала к международной экспансии было подмечено немецким экономистом и политиком Р. Гильфердингом. Развивая идеи Гильфердинга, В. И. Ленин в своей известной работе «Империализм как высшая стадия капитализма» проанализировал генезис транснациональных банков и их роль в вовлечении в глобальный оборот капитала отдельных национальных хозяйственных систем (в том числе и тогдашней российской). Впоследствии интерес к международной экспансии банков возродился в 1960—1970-е гг. и воплотился в значительное число публикаций в мировой экономической литературе.

Наконец, новый всплеск интереса к данной теме был вызван бурным ростом интернационализации банковского дела в 1990—2000 гг. Возникла необходимость пересмотреть многие из использовавшихся ранее теоретических концепций, которые перестали удовлетворительно объяснять изменившуюся реальность.

И. Розинский

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

17 февраля 2019 г.
17:59"Рособоронэкспорт": программа модернизации Су-30МКИ ВВС Индии разработана исключительно на российской элементной базе
17:45Орешкин: действия США привели к фактическому прекращению функционирования ВТО
16:59Орешкин: в долгосрочной перспективе рубль будет плавно укрепляться
16:18Стоит ли рассчитывать на рост ставок по депозитам
15:31У потребителей растет интерес к машинам с электроприводом
14:39Медведев с оптимизмом смотрит на перспективы воплощения в жизнь нацпроектов
14:03Разница между доходами жителей городов и села должна сокращаться - премьер РФ
13:31У государства нет планов изымать сверхдоходы у бизнеса - Медведев
12:52Рост стоимости вторичного жилья в России замедлился
11:39Объемы экспорта немецких автомобилей в США могут существенно сократиться
10:28Грузия и Северная Македония установили дипотношения
09:47Лавров: у России нет искусственных сроков для заключения мирного договора с Японией
09:01ЦБ РФ установил курс доллара США с 16 февраля в размере 66,7044 руб., евро - 75,2492 руб.
16 февраля 2019 г.
17:39Денежные переводы физлиц из РФ в Грузию составляют 23,9% всех перечислений из-за рубежа - Нацбанк республики
16:48Басманный суд Москвы арестовал Майкла Калви

ТермоЗвукоИзол – представляет собой 3-х слойный прошивной материал.. Термозвукоизол препятствует увлажнению основного слоя утеплителя. Желательно производить монтаж термозвукоизол а, укладывая его поверх гидроизоляции. Выпускаемые производителем изоляционный материал термозвукоизол имеетстандартные размеры – рулоны размером 1,5 м х 10 м. Но данный выпускаемый формат материала может легко резаться под необходимые размеры.