Общественные ожидания от банков и отношение к иностранным банкам в отечественной экономической литературе.

Вопрос о привлечении иностранного капитала в банковский сектор России с точки зрения концепции экономической и финансовой безопасности рассматривает
В. К. Сенчагов. Важнейший компонент экономической безопасности, по его мнению, состоит в признании особых национально-государственных интересов и целей России, в частности, завоевания соответствующего ее потенциалу места в мировом разделении труда, в мировой торговле, в международной финансовой и банковской системах, на важнейших рынках товаров, услуг и ценных бумаг. Отношение к иностранным банкам у В. К. Сенчагова скорее негативное: в цитируемой работе подчеркивается, что «расширение привлечения иностранного капитала в банковский сектор России не может дать эффективного решения проблемы доверия к банковской системе, а лишь усложнит ситуацию в денежно-кредитной сфере».

Мощный идеологический корень парадигмы контроля и защиты А. В. Берников усматривает во взглядах В. И. Ленина на НЭП и на иностранные концессии в России в 1920-е гг. Для восстановления (модернизации, ускорения роста, преодоления кризиса и т.д.) требуются технологии и капитал, которых в России не хватает. Следовательно, надо их «привлечь», дозированно допустив в экономику иностранных капиталистов под строгим надзором и сохранением «командных высот» в руках государства. Допуск осуществляется на время — пусть «всерьез и надолго», но не навсегда. При этом выдвигаемая на первый план дихотомия «национальный капитал — иностранный капитал» второстепенна по сравнению с центральным вопросом о роли любого частного капитала в экономике.

Парадигма контроля и защиты предполагает недоверчивое отношение не только
к иностранному, но и к национальному частному капиталу; общество не готово оставить банковскую систему без государственного руководства, а потенциал частного капитала предлагается «использовать».

А. В. Верников полемизирует со сторонниками парадигмы контроля и защиты, упрекая их (в частности, С. Ю. Глазьева) в том, что они не ожидают критического восприятия своих тезисов, а апеллируют к эмоциям и «имперским целям -символам». Он также резко критикует концепцию экономической безопасности
(В. К. Сенчагов, И. Я. Богданов). По его мнению, авторы, пишущие на банковскую тематику и ссылающиеся на потенциальную угрозу экономической безопасности государства со стороны иностранного капитала, не приводят аргументации того, где должен проходить безопасный предел иностранного участия и каким образом его превышение угрожает национальной безопасности.

Либеральная парадигма в вопросе об оценке прихода в Россию иностранных банков представлена работами В. В. Дребенцова, В. A. May, И. Б. Сергеева и других авторов.

В частности, в программном исследовании Высшей школы экономики утверждалось, что восстановление подорванного кризисом 1998 г. доверия предприятий и граждан к банковской системе возможно лишь при условии максимального открытия внутреннего рынка для крупных банков-нерезидентов, причем надо вообще отказаться от каких-либо квот на иностранное участие. Авторы доклада видят основной положительный эффект от либерализации в повышении качества финансовых институтов, в их большей устойчивости, а значит, и в снижении системных рисков. В среднесрочной перспективе, по их мнению, присутствие иностранных банков обеспечит формирование конкурентной среды и доступность кредитных ресурсов для отечественных производителей. Так, по мнению В. В. Дребенцова, основная польза для России от либерализации во внешнеэкономической сфере лежит не в области торговли товарами, а в области торговли услугами, особенно финансовыми. Либеральная парадигма предполагает, что для России благом является не только взаимная с ЕС отмена ограничений на перемещение товаров, услуг и рабочей силы, но даже и односторонняя либерализация.

Для либеральной парадигмы так же, как и для парадигмы контроля и защиты, можно выделить идеологическую основу, заключающуюся в нескольких взаимосвязанных положениях. Во-первых, государственное вмешательство в экономику априори признается вредным, ведущим к снижению общеэкономической эффективности. Во-вторых, протекционизм, являющийся частным случаем такого вмешательства, есть механизм защиты сугубо частных интересов за счет всего общества, и потому от него необходимо отказаться.
В-третьих, России в качестве долгосрочной общенациональной цели следует поставить интеграцию с ЕС, что позволит ей стать частью «северного кольца» либеральных демократий (страны Европы, Северной Америки и Япония).

Б. А. Мау положительно относится к увеличению доли иностранных банков на российском рынке и допускает вариант их доминирования в национальной банковской системе: «... Наша банковская система будет развиваться намного динамичнее при открытии рынка для иностранных банков. Если западные банки выиграют в конкурентной борьбе, то у нас будет хорошая банковская система. Хорошая, но иностранная. Могу сказать откровенно, что не считаю такой исход однозначно провальным».

И. Розинский

Стр.:  1 | 2 | 3
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

20 февраля 2019 г.
19:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 20 февраля растет
19:34Сбербанк 4 и 14 марта проведет размещение двух выпусков структурных облигаций на 4 млрд рублей
19:25Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 20 февраля выросла на 0,50% и составила 28730,341 млрд руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 65,7563 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,7829 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 74,5671 руб.
19:08В этом году предложенные президентом социальные льготы обойдутся в 80 млрд рублей - Голикова
18:59Индекс МосБиржи вырос на 1,2%, индекс РТС - на 1,8%
18:45Нормативную реформу можно начать с ветеринарии, санитарии и сферы охраны труда - замглавы Минэкономразвития
18:38Российские евробонды дорожают благодаря спросу на активы EM и снизившимся санкционным рискам
18:20Власти КНР не намерены прибегать к агрессивному стимулированию экономики страны - премьер Госсовета
18:10Утверждены правила и параметры решений о создании в РФ морских портов
18:01Генпрокуратура намерена в кратчайшие сроки выполнить поручение президента по анализу причин затягивания расследования экономических дел
17:50Реформа нормативного регулирования не повлияет на банковскую сферу - Аксаков
17:40Минэнерго Белоруссии ожидает активизации подготовки к газовым переговорам с Россией в марте