Трансформация внутренней структуры банковских групп в период глобализации. Методологический аспект: внутрифирменные цепочки создания стоимости.

Цепочка создания стоимости может располагаться внутри одной компании (вертикальная интеграция) либо, чаще, охватывать несколько компаний. При этом каждая компания может быть схематично представлена как совокупность различных видов деятельности, направленных на разработку, производство, маркетинг, доставку и обслуживание продуктов. Вид деятельности — звено в цепочке создания стоимости; важно отметить, что в условиях глобализации эти звенья, даже если они находятся внутри одной компании, зачастую размещаются в различных странах.

Производственная кооперация между предприятиями различных стран, входящих в одни и те же корпоративные структуры, все более вытесняет классическую торговлю как обмен изделиями независимых производителей, заменяя ее внутриотраслевыми и внутрикорпоративными поставками узлов, деталей, компонентов в рамках единого технологического процесса по выпуску того или иного готового продукта. Уже в 2001 г. объем продаж зарубежных филиалов ТНК — 19 трлн долл. — более чем вдвое превысил объем мирового экспорта товаров и услуг.

Концепция глобальной цепочки производства товаров объясняет распределение дохода между ее звеньями на основании относительной силы конкуренции в разных звеньях. В относительно защищенных звеньях «оседает» рента; в незащищенных усиливается конкуренция, и экономические агенты, ассоциирующиеся с этими звеньями (а также страны, в которых эти агенты находятся), несут потери. Например, в последние два десятилетия появляется все больше стран, где низкий уровень затрат на рабочую силу позволяет преобразовывать исходные материалы в готовые продукты при небольших расходах. Между этими странами усиливается конкуренция, ведущая к снижению нормы добавленной стоимости до минимума. В то же время использование авторских прав и торговых марок представляет собой пример защищенных звеньев цепочки создания стоимости. В современном мире все явственнее становится тенденция к перемещению доли ренты в цепочке создания стоимости от производства к разработке продуктов, маркетингу и управлению.

В частности, по мере того как сами цепочки усложнились и стали требовать более квалифицированного управления, увеличился и размер ренты, получаемой от управления. Например, применительно к банковской отрасли это означает, что основная стоимость создается не в операционных службах (бэк-офисе) и не в точках продаж, а в головных подразделениях, которые, если речь идет о международной банковской группе, чаще всего располагаются в общекорпоративной либо дивизиональной штаб-квартире.

Анализ цепочек создания стоимости позволяет выделить доли, приходящиеся на каждую страну, причем важен как их размер, так и качество: более качественные доли создают больше возможностей для дальнейшего развития, больший потенциал, прежде всего человеческий. Отсюда конкуренция между странами за локализацию у себя наилучших, т.е. связанных с созданием наибольшего объема добавленной стоимости, мест в цепочке.

Большинство исследователей, занимавшихся анализом цепочек создания стоимости, акцентировали внимание на межфирменном аспекте — взаимодействии между входящими в цепочку отдельными компаниями, особенно между ГНК и ее поставщиками и смежниками. Р. Каплински (Университет Эссекса, Великобритания) исследует цепочки создания (накопления) стоимости и то, какое место в них занимают страны. По его мнению, основой национальной стратегии должно быть стремление к перемещению в более доходные сегменты цепочки, которые характеризуются высоким или растущим уровнем ренты. При этом он рассматривает только межфирменные цепочки, подробно анализируя управление ими со стороны играющей в них центральную роль ТНК. С. Б. Авдашева и ее коллеги говорят о конкурентоспособности места, занимаемого предприятием (производителем) в цепочке создания стоимости. Опять же речь идет о межфирменных цепочках.

Нас же прежде всего интересуют цепочки внутрифирменные, точнее — цепочки создания стоимости внутри международных банковских групп.

И. Розинский


Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 июня 2020 г.
17:35К цифровым паспортам россиян привяжут их биометрические данные: параметры лица и голоса
16:58ЕС призвал США пересмотреть решение о разрыве отношений с ВОЗ
16:15Lufthansa согласилась на условия ЕС по предоставлению финансовой помощи в 9 млрд евро
2 июня 2020 г.
19:58Ставка 11-го купона бондов РЖД серии БО-14 установлена в размере 4,1%
19:51Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 2 июня растет
19:45Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 2 июня выросла на 0,98% и составила 44691,332 млрд руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 76,8228 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,6832 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 68,8134 руб.
19:11ВТБ разместил два выпуска инвестоблигаций общим объемом 625 млн рублей
19:00Предпринимательская уверенность в мае упала в добыче и в обработке второй месяц подряд
18:58Индекс МосБиржи вырос на 1,7%, индекс РТС - на 2,4%
18:51"Газпром" обжаловал решение арбитража по спору с польской PGNiG
18:45Объем сделок с драгметаллами на "Московской бирже" в мае вырос на 26%
18:37Цены на нефть продолжают повышаться
Канцелярские товары алматы Где в Казахстане открыть канцтовары?Однозначный ответ есть: лучший город, чтобы сбывать канцелярские товары - Алматы. Это самый крупный город, ранее бывший столицей государства. Как известно, канцтовары процветают в том месте, где на них самый большой сбыт. Несомненно, в постоянно растущем городе-миллионнике магазин канцтоваров, даже размещенный вдали от центра, заживет стабильностью. Что касается мелких поселков, то там лучше не открывать помещение, а заводить магазин в Интернете.