Трансформация внутренней структуры банковских групп в период глобализации. Методологический аспект: внутрифирменные цепочки создания стоимости.

Цепочка создания стоимости может располагаться внутри одной компании (вертикальная интеграция) либо, чаще, охватывать несколько компаний. При этом каждая компания может быть схематично представлена как совокупность различных видов деятельности, направленных на разработку, производство, маркетинг, доставку и обслуживание продуктов. Вид деятельности — звено в цепочке создания стоимости; важно отметить, что в условиях глобализации эти звенья, даже если они находятся внутри одной компании, зачастую размещаются в различных странах.

Производственная кооперация между предприятиями различных стран, входящих в одни и те же корпоративные структуры, все более вытесняет классическую торговлю как обмен изделиями независимых производителей, заменяя ее внутриотраслевыми и внутрикорпоративными поставками узлов, деталей, компонентов в рамках единого технологического процесса по выпуску того или иного готового продукта. Уже в 2001 г. объем продаж зарубежных филиалов ТНК — 19 трлн долл. — более чем вдвое превысил объем мирового экспорта товаров и услуг.

Концепция глобальной цепочки производства товаров объясняет распределение дохода между ее звеньями на основании относительной силы конкуренции в разных звеньях. В относительно защищенных звеньях «оседает» рента; в незащищенных усиливается конкуренция, и экономические агенты, ассоциирующиеся с этими звеньями (а также страны, в которых эти агенты находятся), несут потери. Например, в последние два десятилетия появляется все больше стран, где низкий уровень затрат на рабочую силу позволяет преобразовывать исходные материалы в готовые продукты при небольших расходах. Между этими странами усиливается конкуренция, ведущая к снижению нормы добавленной стоимости до минимума. В то же время использование авторских прав и торговых марок представляет собой пример защищенных звеньев цепочки создания стоимости. В современном мире все явственнее становится тенденция к перемещению доли ренты в цепочке создания стоимости от производства к разработке продуктов, маркетингу и управлению.

В частности, по мере того как сами цепочки усложнились и стали требовать более квалифицированного управления, увеличился и размер ренты, получаемой от управления. Например, применительно к банковской отрасли это означает, что основная стоимость создается не в операционных службах (бэк-офисе) и не в точках продаж, а в головных подразделениях, которые, если речь идет о международной банковской группе, чаще всего располагаются в общекорпоративной либо дивизиональной штаб-квартире.

Анализ цепочек создания стоимости позволяет выделить доли, приходящиеся на каждую страну, причем важен как их размер, так и качество: более качественные доли создают больше возможностей для дальнейшего развития, больший потенциал, прежде всего человеческий. Отсюда конкуренция между странами за локализацию у себя наилучших, т.е. связанных с созданием наибольшего объема добавленной стоимости, мест в цепочке.

Большинство исследователей, занимавшихся анализом цепочек создания стоимости, акцентировали внимание на межфирменном аспекте — взаимодействии между входящими в цепочку отдельными компаниями, особенно между ГНК и ее поставщиками и смежниками. Р. Каплински (Университет Эссекса, Великобритания) исследует цепочки создания (накопления) стоимости и то, какое место в них занимают страны. По его мнению, основой национальной стратегии должно быть стремление к перемещению в более доходные сегменты цепочки, которые характеризуются высоким или растущим уровнем ренты. При этом он рассматривает только межфирменные цепочки, подробно анализируя управление ими со стороны играющей в них центральную роль ТНК. С. Б. Авдашева и ее коллеги говорят о конкурентоспособности места, занимаемого предприятием (производителем) в цепочке создания стоимости. Опять же речь идет о межфирменных цепочках.

Нас же прежде всего интересуют цепочки внутрифирменные, точнее — цепочки создания стоимости внутри международных банковских групп.

И. Розинский

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

17 февраля 2019 г.
17:59"Рособоронэкспорт": программа модернизации Су-30МКИ ВВС Индии разработана исключительно на российской элементной базе
17:45Орешкин: действия США привели к фактическому прекращению функционирования ВТО
16:59Орешкин: в долгосрочной перспективе рубль будет плавно укрепляться
16:18Стоит ли рассчитывать на рост ставок по депозитам
15:31У потребителей растет интерес к машинам с электроприводом
14:39Медведев с оптимизмом смотрит на перспективы воплощения в жизнь нацпроектов
14:03Разница между доходами жителей городов и села должна сокращаться - премьер РФ
13:31У государства нет планов изымать сверхдоходы у бизнеса - Медведев
12:52Рост стоимости вторичного жилья в России замедлился
11:39Объемы экспорта немецких автомобилей в США могут существенно сократиться
10:28Грузия и Северная Македония установили дипотношения
09:47Лавров: у России нет искусственных сроков для заключения мирного договора с Японией
09:01ЦБ РФ установил курс доллара США с 16 февраля в размере 66,7044 руб., евро - 75,2492 руб.
16 февраля 2019 г.
17:39Денежные переводы физлиц из РФ в Грузию составляют 23,9% всех перечислений из-за рубежа - Нацбанк республики
16:48Басманный суд Москвы арестовал Майкла Калви
Канцелярские товары алматы Где в Казахстане открыть канцтовары?Однозначный ответ есть: лучший город, чтобы сбывать канцелярские товары - Алматы. Это самый крупный город, ранее бывший столицей государства. Как известно, канцтовары процветают в том месте, где на них самый большой сбыт. Несомненно, в постоянно растущем городе-миллионнике магазин канцтоваров, даже размещенный вдали от центра, заживет стабильностью. Что касается мелких поселков, то там лучше не открывать помещение, а заводить магазин в Интернете.