Может ли государство вмешиваться?

Ответ на этот вопрос во многом зависит от парадигмы мышления. Если считать всякое государственное вмешательство по определению вредным для эффективного функционирования рыночной экономики, то, конечно, разновидность этого вмешательства, проявляющегося в стимулировании превращения филиала в какой-либо стране в региональный хаб, глобальную фабрику и т.д., должна признаваться снижающей общеэкономическую эффективность. Мы занимаем другую позицию, заключающуюся в том, что государство в современной глобальной экономике должно рассматриваться как конкурентное государство, задачей которого является ответ на вызовы, возникающие перед страной вследствие изменения под давлением глобализации ее конкурентных преимуществ. Можно сказать, что государство принимает на себя некоторые характеристики фирм в том смысле, что оно также стремится разработать и реализовать стратегию создания конкурентных преимуществ, хотя его инструментарий, конечно, отличен от того, каким пользуются фирмы.

Обеспечение и удержание конкурентного преимущества страны во многом зависит от внешнего эффекта масштаба производства. История анализа этого эффекта восходит к Альфреду Маршаллу (1842—1924), который в свое время обратил внимание на феномен «промышленных районов» — географической концентрации отраслей, которая не могла быть объяснена лишь с точки зрения фактора природных ресурсов. Он сформулировал три основные причины, по которым группы фирм могут оказаться более эффективными, чем отдельная изолированная фирма. Это: 1) способность такой группы оказывать поддержку специализированным поставщикам; 2) способность территориально сконцентрированных отраслей обеспечивать сосредоточение рабочей силы; 3) способность территориально сконцентрированных отраслей содействовать распространению знаний.

Отрасль, формирующаяся: по географическому признаку, способна поддерживать специализированных поставщиков, создавать предпосылки для концентрации рынка труда и облегчать распространение передовых идей. Но высокая концентрация фирм в отдельной отрасли не может быть обеспечена до тех пор, пока эта отрасль не станет достаточно крупной.

Очень важное значение имеет активное использование филиалами технологий, опыта и навыков, сформировавшихся в месте их расположения. Так, канадский автор Т. Фрост (Университет Западного Онтарио), основываясь на значительной выборке данных (780 зарубежных филиалов ТНК), показывает, что направления специализации этих филиалов часто предопределяются теми идеями, которые носятся в том месте, где филиалы находятся. Это, во-первых, еще раз подтверждает справедливость для современных условий приведенных выше слов А. Маршалла об отраслевом кластере, а во-вторых, свидетельствует о том, что иностранные филиалы могут быть составной частью национального кластера.

Мы уже говорили о перемещении под воздействием глобализации подразделений компании и их частей из страны в страну в соответствии с логикой максимизации эффективности. Правильнее было бы сказать: в основном в соответствии с этой логикой. Кроме соображений эффективности существенную роль играют пожелания остальных, помимо менеджмента и контролирующих акционеров, участников компании, в том числе правительств: чаще всего они не могут добиться принятия компанией решения, за которое они выступают, но способны повлиять на него. Ярким примером тому служат крайне незначительный по сравнению с имеющимся потенциалом объем японских частных инвестиций в Россию и заявления японского правительства о готовности многократно увеличить этот объем (подчеркнем: частных инвестиций) в случае территориальных уступок со стороны нашей страны. Есть и другие примеры сопротивления правительств обусловленным экономической логикой планам компаний по осуществлению зарубежных инвестиций в «нежелательной» стране (из относительно недавних — отношение США к инвестициям западных компаний в Иран или заявление бывшего премьер-министра Великобритании Т. Блэра о том, что британские компании уйдут из России в случае сохранения текущего политического курса). Очень часто правительства противодействуют намерениям по переносу производств за рубеж, приводящему к сокращению занятости у себя в стране.

Помимо «своего» правительства на ТНК могут оказать влияние правительства других стран, где расположены важные подразделения компании и ее главные рынки; понятно, что чем более важен рынок данной страны либо созданное в ней подразделение, тем больше неформальных голосов у правительства этой страны. Можно сказать, что ТНК находятся под влиянием силовых полей правительств; совместное действие этих полей наравне с логикой максимизации прибыли определяет результирующий вектор поведения ТНК.

И. Розинский

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

19 июня 2018 г.
20:26АКРА подтвердило кредитный рейтинг СДМ-банка на уровне BВB+(RU), прогноз "стабильный"
19:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 19 июня снижается
19:41Ориентир ставки 1-го купона бондов девелопера "Легенда" объемом 2 млрд рублей составляет 13,5-14%
19:35ВЭБ установил ставку купона бондов серии ПБО-001Р-К059 на уровне 6,87%
19:30Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 19 июня снизилась на 0,99% и составила 37954,410 млрд руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 74,0375 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 64,023 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,8926 руб.
19:14ВЭБ 21 июня разместит облигации объемом 20 млрд рублей
19:03Ставка 7-8-го купонов бондов РЖД 35-й серии установлена в размере 3,5% годовых
18:58Индекс МосБиржи снизился на 0,05%, индекс РТС -на 0,3%
18:58"Нефтегазхолдинг" выкупил по оферте облигации 6-й серии на 183 млн рублей
18:45Белорусский маршрут поставок газа в Европу приобретает большое значение - Путин
18:28Китайский ЦБ пообещал использовать инструменты денежной политики в условиях эскалации торгового спора между КНР и США
18:26ВЭБ не разместил ни одной бумаги выпуска ПБО-001Р-К057 объемом 20 млрд рублей