Может ли государство вмешиваться?

Ответ на этот вопрос во многом зависит от парадигмы мышления. Если считать всякое государственное вмешательство по определению вредным для эффективного функционирования рыночной экономики, то, конечно, разновидность этого вмешательства, проявляющегося в стимулировании превращения филиала в какой-либо стране в региональный хаб, глобальную фабрику и т.д., должна признаваться снижающей общеэкономическую эффективность. Мы занимаем другую позицию, заключающуюся в том, что государство в современной глобальной экономике должно рассматриваться как конкурентное государство, задачей которого является ответ на вызовы, возникающие перед страной вследствие изменения под давлением глобализации ее конкурентных преимуществ. Можно сказать, что государство принимает на себя некоторые характеристики фирм в том смысле, что оно также стремится разработать и реализовать стратегию создания конкурентных преимуществ, хотя его инструментарий, конечно, отличен от того, каким пользуются фирмы.

Обеспечение и удержание конкурентного преимущества страны во многом зависит от внешнего эффекта масштаба производства. История анализа этого эффекта восходит к Альфреду Маршаллу (1842—1924), который в свое время обратил внимание на феномен «промышленных районов» — географической концентрации отраслей, которая не могла быть объяснена лишь с точки зрения фактора природных ресурсов. Он сформулировал три основные причины, по которым группы фирм могут оказаться более эффективными, чем отдельная изолированная фирма. Это: 1) способность такой группы оказывать поддержку специализированным поставщикам; 2) способность территориально сконцентрированных отраслей обеспечивать сосредоточение рабочей силы; 3) способность территориально сконцентрированных отраслей содействовать распространению знаний.

Отрасль, формирующаяся: по географическому признаку, способна поддерживать специализированных поставщиков, создавать предпосылки для концентрации рынка труда и облегчать распространение передовых идей. Но высокая концентрация фирм в отдельной отрасли не может быть обеспечена до тех пор, пока эта отрасль не станет достаточно крупной.

Очень важное значение имеет активное использование филиалами технологий, опыта и навыков, сформировавшихся в месте их расположения. Так, канадский автор Т. Фрост (Университет Западного Онтарио), основываясь на значительной выборке данных (780 зарубежных филиалов ТНК), показывает, что направления специализации этих филиалов часто предопределяются теми идеями, которые носятся в том месте, где филиалы находятся. Это, во-первых, еще раз подтверждает справедливость для современных условий приведенных выше слов А. Маршалла об отраслевом кластере, а во-вторых, свидетельствует о том, что иностранные филиалы могут быть составной частью национального кластера.

Мы уже говорили о перемещении под воздействием глобализации подразделений компании и их частей из страны в страну в соответствии с логикой максимизации эффективности. Правильнее было бы сказать: в основном в соответствии с этой логикой. Кроме соображений эффективности существенную роль играют пожелания остальных, помимо менеджмента и контролирующих акционеров, участников компании, в том числе правительств: чаще всего они не могут добиться принятия компанией решения, за которое они выступают, но способны повлиять на него. Ярким примером тому служат крайне незначительный по сравнению с имеющимся потенциалом объем японских частных инвестиций в Россию и заявления японского правительства о готовности многократно увеличить этот объем (подчеркнем: частных инвестиций) в случае территориальных уступок со стороны нашей страны. Есть и другие примеры сопротивления правительств обусловленным экономической логикой планам компаний по осуществлению зарубежных инвестиций в «нежелательной» стране (из относительно недавних — отношение США к инвестициям западных компаний в Иран или заявление бывшего премьер-министра Великобритании Т. Блэра о том, что британские компании уйдут из России в случае сохранения текущего политического курса). Очень часто правительства противодействуют намерениям по переносу производств за рубеж, приводящему к сокращению занятости у себя в стране.

Помимо «своего» правительства на ТНК могут оказать влияние правительства других стран, где расположены важные подразделения компании и ее главные рынки; понятно, что чем более важен рынок данной страны либо созданное в ней подразделение, тем больше неформальных голосов у правительства этой страны. Можно сказать, что ТНК находятся под влиянием силовых полей правительств; совместное действие этих полей наравне с логикой максимизации прибыли определяет результирующий вектор поведения ТНК.

И. Розинский

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

18 января 2018 г.
14:16К графическим прогнозам ФРС нужно добавить безработицу и инфляцию - глава ФРБ Кливленда
14:08Гонконгский фондовый индикатор поставил очередной рекорд, японские индексы - в минусе
14:01Ткачев: сельхозпроизводство в 2018 году вырастет не менее чем на 3%
13:53Франция лидирует в топ-10 самых популярных у туристов стран мира
13:45Возвращение инфляции к таргету в 4% будет плавным - ЦБ РФ
13:41У Россия много земли и она может занять до четверти мирового рынка органической продукции - Медведев
13:33В ближайшее время пересмотра возраста выхода на пенсию не будет - управляющий нижегородским отделением ПФР
13:25Европейские рынки акций в основном растут в четверг
13:21Годовая инфляция в РФ достигнет минимума к концу 2-го квартала - график прогноза ЦБ
13:15Рынок акций Московской биржи по состоянию на 13:00 мск 18 января растет
13:12Peugeot полностью перейдет на электромобили и гибриды к 2025 г.
13:02Cредний курс покупки/продажи наличного доллара в банках Москвы на 13:00 мск составил 56,26/57,41 руб.
13:02По состоянию на 13:00 мск 18 января средний оптовый курс покупки/продажи наличного доллара в банках Москвы составил 56,54/57,25 руб.
13:02Cредний курс покупки/продажи наличного евро в банках Москвы на 13:00 мск составил 68,68/69,9 руб.
13:01Темпы роста продаж жилья в Китае в декабре заметно ускорились