Банковское регулирование в странах Евросоюза.
Основываясь на данных, можно говорить о существующих внутри Евросоюза четырех группах стран, довольно значительно различающихся между собой по структуре банковских систем и проводимой политике в части допуска (привлечения) иностранного капитала.
Первую группу составляют крупнейшие страны «старого» ЕС, более или менее успешно, подчас не чураясь явного протекционизма, выращивающие из своих крупнейших банков национальных чемпионов, способных играть в мировой банковской лиге. Ограждая интересы национальных чемпионов, эти страны всеми возможными способами ограничивают экспансию иностранных банков на свой рынок, и особенно покупку ими национальных банков. К этой группе относятся крупные страны ЕС: Италия, Франция, Испания и Германия. В Германии протекционистская составляющая политики прослеживается менее явно, а вот в Италии и Испании — вполне отчетливо.
Ко второй группе можно отнести небольшие страны «старой» Европы, на рынках которых играют серьезную роль, а иногда даже доминируют банки соседних более мощных государств, обычно близких по культурно-историческому типу. Это Австрия, Бельгия, Финляндия, Дания, Ирландия, Португалия и не входящая в ЕС, но экономически тесно с ним связанная Норвегия. После завершения раздела активов голландского ABN-AMRO между банками-покупателями, что отразилось в увеличении доли иностранных банков в совокупных активах с 11,8% в 2003 г. до 17,7% в 2007 г., в сторону этой группы сместились Нидерланды. Сюда же можно отнести Словению, географически и исторически принадлежащую к Центральной и Восточной Европе, но отличающуюся от стран этого региона по многим характеристикам и, в частности, по структуре своей банковской системы. Промежуточное положение занимает Греция, а также «первая среди равных» в Северной Европе Швеция.
Третью группу образуют страны, на территории которых находятся международные финансовые центры, привлекающие большое количество банковских филиалов, — Великобритания и Люксембург. К этой же группе можно отнести не входящую в ЕС Швейцарию.
Наконец, в четвертую группу можно объединить недавно вошедшие в состав ЕС государства ЦВЕ, за исключением Словении. Для банковских систем этих стран характерно сложившееся в результате постсоциалистических преобразований и приватизации безусловное доминирование зарубежных банков: в среднем на них приходится порядка 70% активов и капитализации банковских систем, в некоторых странах (например, в Эстонии) эта цифра приближается к 100%.
В целом в 15 странах «старого» Евросоюза объем иностранного присутствия на банковском рынке, измеряемый как доля в совокупных банковских активах, составлял в 2007 г. 27,6%, увеличившись по сравнению с 2003 г. на 5,3 процентных пункта. Из этой величины 10,2% приходилось на дочерние банки стран — членов ЕС, 9,3% — на филиалы банков стран-членов, 5% — на филиалы банков стран, не входящих в ЕС, и 3,1% — на дочерние банки стран — не членов.
Если рассматривать ЕС не как совокупность государств, а как формирующуюся единую конфедерацию, то имеет смысл оценить доли на рынках не иностранных банков вообще, а лишь банков из тех стран, которые не входят в Евросоюз. Такой подход обнаруживает, что декларируемая открытость банковского рынка Евросоюза пока остается открытостью «только для своих»: в подавляющем большинстве стран эта доля незначительна (несколько процентов или даже доли процента). Только в Великобритании и Ирландии банковские структуры, происходящие из-за пределов Евросоюза, играют заметную роль — 26,6 и 10% соответственно. Это связано со статусом Лондона как мирового банковского центра и с политикой Ирландии по стимулированию переноса в страну отдельных подразделений международных банков и компаний в рамках офшоринговой специализации этой страны.
Следует сказать, что открытость «только для своих», или, другими словами, различное отношение регулятора к странам происхождения зарубежных банков, создающих свои дочерние структуры либо покупающих местные банки, является общим моментом для всех европейских государств, причем касается — невзирая на принцип единого паспорта —- также и стран — членов ЕС. Для целого ряда европейских государств характерно стремление избежать доминирования банков какой-то одной страны, особенно если такая страна была в прошлом центром региональной экспансии либо в силу своей сегодняшней экономической и (или) политической мощи может начать оказывать преобладающее влияние. Именно таково отношение венгерского регулятора к потенциальному доминированию на рынке этой страны банков Австрии и Германии. Подобные опасения характерны также для Скандинавских стран, Австрии, Прибалтики, прежде всего Эстонии, и Польши (Эстония и Польша побаиваются экспансии российского, а последняя — еще и германского капитала).