Иностранные банки в Японии, Южной Корее и государствах АСЕАН.
Реакция стран Восточной Азии на финансовый и банковский кризисы 1990-х гг. заметно отличалась от «общепринятой». Стандартный ответ правительств многих стран мира — ускорить финансовую либерализацию и рекапитализировать банки с помощью иностранных инвесторов. К такому решению их активно подталкивали международные финансовые институты, часто выступавшие их важнейшими кредиторами. Это было особенно характерно для Латинской Америки в период после мексиканского кризиса 1994—1995 гг. В Восточной Европе правительства также не были удовлетворены первыми результатами приватизации банков и обратились к иностранному капиталу как к источнику рекапитализации банков. Напротив, в странах Восточной Азии масштабы допуска иностранного капитала на банковский рынок хотя и были увеличены, но не так, как в Латинской Америке или странах ЦВЕ. Банковские системы, пострадавшие в ходе кризиса, были рекапитализированы не за счет иностранного капитала, а за счет государственных компаний по управлению активами, которые работали с «плохими» долгами.
Еще одной интересной особенностью ПИИ в банковском секторе Восточной Азии по сравнению с Латинской Америкой было то, что в качестве инвесторов в основном выступали не банки, а различные инвестиционные фонды и компании. Их целью, скорее всего, было приращение стоимости купленного актива с возможной последующей перепродажей, а не создание форпостов на рынке региона. Напротив, в Латинской Америке подобные сделки в подавляющем большинстве были частью глобальных стратегий международных банков (особенно испанских), покупавших местных игроков и делавших их дочерними структурами.
В целом можно сказать, что в государствах АСЕАН сохраняются значительные регуляторные барьеры на пути иностранных инвесторов в банковские активы. Даже в либеральном по отношению к иностранному капиталу Сингапуре превышение иностранным инвестором доли в 5%, 12% и 20% в местном банке требует одобрения регулятора; законом определено число (всего шесть) доступных для иностранцев полных банковских лицензий, дающих право на все операции, включая розничные. Ограничения на максимально разрешенное количество филиалов в стране и на число установленных банкоматов (т.е. фактически — ограничение на вовлеченность в розничный бизнес) действуют в Малайзии, Таиланде, Сингапуре и на Филиппинах. Доступ к местной сети банкоматов все еще закрыт в Малайзии и Сингапуре, квота на привлечение в банки персонала из-за рубежа сохраняется в Малайзии и Таиланде, а требование, чтобы директорами банков были граждане данной страны, — во всех государствах АСЕАН.
Взятые в сумме, эти ограничения обеспечивают существенную степень защиты местных банков от иностранной конкуренции. В то же время приход международных игроков на до того практически закрытые национальные банковские рынки оказал необходимое конкурентное давление на местные банки. Исследователи отмечают, что в результате появления иностранных инвесторов (даже если они приобретали миноритарные пакеты банков) улучшилось корпоративное управление целого ряда банков региона, в основном ушла в прошлое непрозрачная семейная модель собственности на банковские активы. При этом намерение зарубежного банка купить местный банк — всегда политическое событие в странах АСЕАН; были даже случаи демонстраций банковских служащих, опасавшихся сокращения штата в результате осуществления такой сделки и последующей реструктуризации купленного банка.
После кризиса 1997 г. наблюдается нарастание экспансии банков стран Юго-Восточной Азии на рынки друг друга. Если раньше основными иностранными инвесторами в регионе были японцы, то с начала 2000-х гг. ситуация изменилась: уцелевшие в ходе кризиса местные банки начали скупку менее удачливых собратьев. После кризиса два сингапурских банка приобрели контрольные пакеты в тайских Thai Danu и Radanashin Bank, а малайзийские банки двинулись в соседний Сингапур; наконец, банки Сингапура, подавляющую часть населения которого составляют этнические китайцы, начали экспансию в континентальный Китай,
В Таиланде по отношению к иностранным банкам проводится политика, аналогичная осуществляемой в некоторых европейских странах, в частности в Австрии, когда допуск либо привлечение банковского капитала из-за рубежа увязывается с задачей формирования на территории данной страны регионального финансового (банковского) центра. В Таиланде реализуется специальная программа International Banking Facilities in Bangkok, разработанная Банком Таиланда и направленная на превращение столицы страны Бангкока в региональный банковский центр. Естественно, от приходящих иностранных банков национальный регулятор ожидает соответствия этой политике, т.е. придания своим таиландским структурам статуса хаба для всего региона.