Иностранные банки в Латинской Америке.

Латинская Америка — второй наряду с Центральной и Восточной Европой регион мира, характеризующийся значительной долей иностранных банков на национальных рынках большинства входящих в него государств. В среднем для 14 стран региона, охваченных исследованием рейтингового агентства Fitch Ratings, эта доля составляет 32%.

Во всех крупных государствах Латинской Америки иностранный капитал играет в банковской системе значительную роль, в Мексике абсолютно доминирует, в Перу, Чили и Панаме занимает близкие к преобладающим позиции (около или более половины совокупных активов банковской системы страны). В Уругвае и Коста-Рике в банковской системе фактически присутствуют только государственные и иностранные банки, национальных частных банков почти нет.

Во второй половине XX в. вопросы взаимодействия с зарубежными кредитными организациями традиционно занимали видное место в экономической политике латиноамериканских стран, а их решение осуществлялось, как правило, с преимущественным учетом интересов национальных финансовых групп и государственных банков. Протекционистский подход проявлялся прежде всего в формировании и сохранении законодательных норм и правил, ограничивающих деятельность иностранных финансовых институтов. Хотя степень и характер ограничений в пределах региона заметно варьировались, до начала 1990-х гг. практически во всех латиноамериканских странах проводилась довольно жесткая линия по сдерживанию проникновения зарубежных инвестиций в кредитно-банковскую сферу. Одновременно для большинства стран региона было характерно наличие разветвленной структуры государственных банков как федерального, так и регионального подчинения, игравших роль важного инструмента правительственной политики по перераспределению денежных потоков с учетом государственных программ социально-экономического развития.

В 1980-е гг. многие латиноамериканские страны пережили острые банковские кризисы: Чили (1982—1983 гг.), Коста-Рика (1987 г.), Сальвадор (1989 г.), Доминиканская Республика (1989 г.), Аргентина (1981—1982 гг.), Уругвай (1982 г.) и т.д. В большинстве случаев стабилизация положения сопровождалась усилением государственного вмешательства, а подчас и национализацией частных коммерческих банков с выделением значительных бюджетных средств на их реструктуризацию.

Однако к 1990-м гг. потенциал государственного вмешательства с целью обеспечения концентрации инвестиционных ресурсов и их использования в соответствии с общенациональными приоритетами был в существенной степени нейтрализован снижением эффективности административных методов регулирования, коррупцией госаппарата, использованием кредитно-денежного механизма для финансирования бюджетного дефицита и решения сугубо политических проблем. Во многом под влиянием новых кризисов, а также вследствие характерного для 1990-хгг. общемирового наступления либерализма (идеологической концепции построения открытой рыночной экономики как универсального решения для всех стран) в этих государствах был взят курс на пересмотр базовых установок концепции национальной экономической безопасности и одного из ее основных компонентов — взаимодействия с иностранным капиталом.

В 1990-е гг. по Латинской Америке прокатилась новая серия финансовых кризисов (венесуэльский в 1993—1994 гг., мексиканский в 1994—1995 гг., аргентинский в 1995 г., бразильский в 1998—1999 гг., эквадорский в 2000 г. и т.д.), сопровождавшихся банкротствами банков и снижением ликвидности в экономике. В условиях ограниченных возможностей поддержки со стороны государства привлечение иностранных инвесторов в капитал испытывавших проблемы банков стало важным средством преодоления кризиса. Кроме того, правительства ряда стран региона видели в таком привлечении способ решения целого ряда фундаментальных проблем своих экономик.

И. Розинский

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 апреля 2019 г.
18:05Премьер Белоруссии: с запуском Нежинского ГОКа страна станет более значимым игроком на мировом рынке калия
17:54Оборот глобального рынка электронной коммерции составил $29 трлн - ЮНКТАД
17:31Неопределенность по Brexit может сказаться на ценах на французское вино
16:43Минпромторг РФ предлагает исключить список обязательных техопераций для локализации в автопроме
15:59Козак: выпадающие доходы бюджета от корректировки демпфера частично будут компенсированы допакцизом на газойл
15:30WWF России: на экотуризм приходится четверть мирового рынка путешествий
14:57Минэнерго ожидает среднегодовой рост потребления электроэнергии в 1,2% до 2024 года
19 апреля 2019 г.
19:50ВЭБ разместил 62,5% выпуска облигаций ПБО-001Р-К141 на 12,5 млрд рублей
19:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 19 апреля движется разнонаправленно
19:35Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 19 апреля выросла на 0,27% и составила 42517,154 млрд руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 63,9701 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 71,9386 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,5391 руб.
18:59Индекс МосБиржи вырос на 0,1%, индекс РТС снизился на 0,1%
18:57АКРА присвоило облигациям ТКХ на 5 млрд руб. ожидаемый рейтинг "eА(RU)"