Характеристика деятельности иностранных банков в России на современном этапе.
Практически все работающие в России иностранные банки размещают головные офисы в Москве. Выше приводились примеры, свидетельствующие о том, что международные банки в ряде стран мира имеют тенденцию усиливать концентрацию финансовых услуг в экономическом центре страны пребывания, что может повлечь за собой рост территориальной неравномерности и даже самоусиливающуюся депрессию в определенных регионах страны. В России, во всяком случае до настоящего времени, такой тенденции не наблюдается. Ведущие из представленных в России иностранных банков (преемник ММБ Юникредитбанк, Райффайзенбанк, группа «БСЖВ — Росбанк», Абсолют-Банк, Ситибанк, ОРГРЭС-БАНК) имеют полноформатные филиалы во всех российских городах-миллионерах и в целом ряде других областей. Так, у Райффайзенбанка филиалы есть в 44 регионах России, у группы «БСЖВ —Росбанк» — в 56, у Юникредитбанка — в 27 и т.д. Охват другими формами присутствия, в частности кредитно-кассовыми офисами, еще более широкий. Вполне очевидно, что зарубежный капитал не склонен концентрироваться исключительно на столице и довольно активно идет в глубь страны. При этом пока что в России не было примеров территориальных рационализации купленных иностранцами банковских сетей по мексиканскому образцу, предполагающих закрытие филиалов в депрессивных городах и регионах. Впрочем, какие-либо выводы на сей счет можно будет сделать по итогам нынешнего экономического кризиса, который может заставить банки сокращать издержки различными способами, в том числе и путем закрытия убыточных и малоприбыльных отделений.
Подтверждением того, что отраслевые приоритеты в кредитовании у многих иностранных банков не сводятся только к производству и экспорту сырья, служит тот факт, что из 18 банков, по состоянию на март 2009 г. являвшихся (согласно данным деловой прессы) кредиторами «Группы ГАЗ», 9 — дочерние иностранные банки. Аналогично, если судить по тем же данным, обстоит дело с кредиторами концерна «Тракторные заводы», Трансмашхолдинга и ряда других крупнейших российских машиностроительных предприятий.
Легко заметить, что среди иностранных банков превалируют банки из государств, имеющих с Россией стабильные политические связи (Италия, Германия, Австрия, Франция). Напротив, банки Великобритании пока серьезно не представлены (HSBC несколько раз заявлял о намерении «развернуться» в России, но так и не сделал этого; Barclays купил среднего размера российский банк в 2008 г. накануне кризиса). США также представлены только одним Citibank. Японские, китайские, турецкие, индийские, азербайджанские и другие банки ориентируются почти исключительно на обслуживание имеющих бизнес в России корпоративных клиентов из стран происхождения и работающих в нашей стране соотечественников. По сравнению со странами ЦВЕ невелика доля, занимаемая на российском рынке скандинавскими банками.
Интересно, что вплоть до 2007 г. банки из сравнительно небольших европейских стран играли на российском рынке относительно скромную роль (важное исключение представлял австрийский Raiffeisen), в отличие от стран ЦВЕ, где, напротив, они были очень активны. Можно привести два объяснения этому факту. Одно из них отражает подход Уппсальской школы: банки Австрии и Скандинавии направляли инвестиции в страны, находящиеся от них на близком «психологическом расстоянии», — в Центральную Европу в первом случае и в страны бассейна Балтийского моря (Польшу и Прибалтику) во втором. Это самое «психологическое расстояние» между ними и Россией было существенно больше.