Эволюция банковской системы современной России.
В 1998 г. в России разразился кризис финансово-кредитной системы. В экономической литературе приводятся различные интерпретации причин его возникновения.
Кризисом заканчивается первый период эволюции банковской системы.
Банковский кризис явился прямым следствием кризиса государственных финансов Российской Федерации. Этот кризис выражался во все возрастающем дефиците консолидированного бюджета страны.
В феврале 1993 г. Правительство Российской Федерации приняло решение о выпуске в обращение государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО), представлявших собой именные ценные бумаги с номинальной ценой в 1000 руб. Они выпускались и обращались в бездокументарной форме, продавались с дисконтом, который определялся в результате спроса и предложения, а погашались по номиналу. Разница между номиналом и розничной ценой определяла доходность ГКО. В 1995 г. Правительство начало эмитировать облигации федерального займа (ОФЗ).
Процесс эмиссии ГКО и ОФЗ предусматривал, что сроки обращения новых их выпусков должны были быть сближены с наступлением времени погашения эмитированных ранее. Для привлечения новых ресурсов Правительство РФ вынуждено было увеличивать каждую последующую эмиссию. Образовалась своего рода перевернутая пирамида.
В связи с неудовлетворительным выполнением доходной части бюджета его возможности погашать государственный долг были крайне ограниченны.
Ситуация, при которой государственные заимствования требовали значительно больших ресурсов, чем имелось в стране ликвидных сбережений, предопределила решение о допуске нерезидентов на внутренний рынок государственных долговых обязательств.
С января 1996 г. они могли проводить операции на российском фондовом рынке по особо разработанной схеме через уполномоченные банки, позволявшей ЦБ РФ контролировать влияние иностранных инвестиций на рынок ГКО-ОФЗ. Допуск иностранных инвесторов на внутренний фондовый рынок рассматривался как один из способов покрытия дефицита государственного бюджета. Первая попытка привлечения иностранных инвестиций оказалась успешной: с февраля по май 1996 г. было привлечено немногим менее 2 млрд долл. Российские государственные ценные бумаги приносили иностранным инвесторам значительный по международным стандартам доход. Так, за первую неделю января 1997 г. средняя доходность к погашению без учета налоговых льгот составила 37% годовых при текущих темпах инфляции до 20% в год. Таким образом, реальный доход инвесторов от вложений в государственные ценные бумаги составил 17%.
Учитывая положительное влияние притока средств нерезидентов на рынок государственных облигаций (стабилизация, расширение ежедневного оборота, сужение спреда между заявками спроса и предложения, увеличение дюрации облигации, а также снижение уровня процентных ставок), ЦБ РФ продолжил постепенное смягчение ограничений для нерезидентов. В апреле 1997 г. была обнародована схема поэтапной либерализации допуска иностранных инвесторов на фондовый рынок, в результате чего доля нерезидентов на рынке ГКО-ОФЗ в 1997 г. приблизилась к одной трети стоимости всех облигаций. Сложилась тесная взаимосвязь между рынком ГКО-ОФЗ и внутренним валютным рынком, выражавшаяся в том, что большинство иностранных инвесторов хеджировали свои инвестиции на рынке ГКО-ОФЗ с помощью валютного рынка, т. е. заключали с российскими коммерческими банками сделки на покупку у банка рублей за валюту, а затем через определенный срок продажу ему рублей за валюту. Это ставило российскую экономику в зависимость от субъективных или конъюнктурных решений иностранных участников фондового рынка.