Ведущие акции на фондовом рынке России на рубеже XIX—XX вв.

Последнее десятилетие XIX в. отмечено крупными успехами российской экономики, особенно в развитии промышленности, где в большом количестве возникали новые акционерные общества. К началу XX в. Россия уже достигла той ступени экономического развития, когда существенно выросла часть национального капитала, помещаемая в ценных бумагах промышленных компаний, и биржа становится одним из реальных механизмов финансирования предприятий. Основным рынком для промышленных ценных бумаг в России стала С.-Петербургская биржа, на которой суммарный объем операций насчитывал ежегодно сотни миллионов рублей.

Отраслевое распределение капиталов иллюстрирует статистика Ежегодника Министерства финансов. Ежегодник Министерства финансов за 1900 год содержит отчетные балансы 931 акционерного общества за 1898 г. Общий баланс активов всех промышленных предприятий, зафиксированных в Ежегоднике, составлял в 1898 г. 3,1 млрд руб. Причем из них 1,4 млрд составляло имущество и 0,7 млрд руб. — разного рода товары и материалы. Для сравнения, чистый национальный продукт России в 1898 г. составлял 10,3 млрд руб.

Не все отрасли промышленности были в равной степени представлены на С.-Петербургской бирже, где много дивидендных бумаг котировалось лишь номинально.

Регулярно попадали в биржевой бюллетень, прежде всего, акции коммерческих банков, металлургических и нефтяных предприятий.

В нашей работе внимание сосредоточено на промышленной группе ценностей, при этом отдельно рассматриваются группы металлургических и нефтяных предприятий.

Металлургия и металлообработка в конце XIX - начале XX в. стабильно оставалась одной из трех крупнейших акционированных отраслей производства.

Основная база металлургической промышленности России в начале XX в. — металлургия Юга — создавалась сразу в форме акционерных компаний. Южная металлургия возникла во многом в связи со строительством железных дорог в России, поэтому значительная часть прокатного оборудования заводов Юга предназначалась для производства рельсов и других железнодорожных материалов.

Прежде всего, большую роль в развитии транспортного машиностроения и производства рельсов, составлявших в 1882 г. 60% в общем объеме выпускаемой продукции заводами Юга, сыграл государственный спрос. Обеспечение спроса на продукцию поощряемых предприятий путем казенных и обязательных частных заказов являлось исходной мерой правительственной политики в форсировании развития транспортного машиностроения и рельсового производства. Эта исходная мера, подкреплявшаяся явными и скрытыми субсидиями для частичного покрытия высокой себестоимости продукции, оказывалась, тем не менее, недостаточной для достижения поставленных целей, поэтому правительство перешло к обеспечению предприятий значительной частью необходимых им капиталов путем государственного финансирования в многообразных формах. Среди видов государственного финансирования можно видеть казенные заказы (они же — скрытые субсидии); непосредственное участие в образовании капиталов (правительство приобретало целыми выпусками облигационные займы особо поддерживаемых заводов сначала за счет средств железнодорожного фонда, позднее за счет общебюджетных источников) и также долгосрочные ссуды.

Уже к 1879 г. в России насчитывалось пять паровозных, 12 вагонных и 8 рельсовых заводов. Насколько благоприятные условия были созданы, показывают доходы некоторых наиболее преуспевающих заводов. Так, Общество Коломенского завода (одно из крупнейших российских предприятий), не платившее в 1873-1875 гг. дивидендов, с 1876 по 1880 г. стало выплачивать от 12 до 20%, в среднем 15% дивидендов. Акционеры Общества Брянского завода в 1874-1880 гг. получали ежегодно 15% дивидендов.

Л. Бородкин

Стр.:  1 | 2
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

8 ноября 2025 г.
15:23Министерство искусственного интеллекта Казахстана и Hewlett Packard заключили меморандум о развитии партнёрства в области ИИ
14:31В Астане состоялась церемония открытия штаб-квартиры Евразийского фонда стабилизации и развития
13:39Правительство РФ направит 5,4 млрд руб. на обновление дорожной инфраструктуры в новых регионах
12:45Евросоюз приступил к работе над новым пакетом санкций в отношении РФ и Белоруссии
11:41Мишустин дал поручения по развитии скоростного транспортного сообщения
10:58ФАС повысила тарифы на обслуживание авиакомпаний в аэропорту Минвод
10:36Пошлина на экспорт пшеницы из РФ с 12 ноября увеличится в 2,4 раза
09:57Nvidia пока не планирует возобновлять поставки в Китай
09:37Рост цен на яйца за неделю замедлился до 0,7%
09:01ЦБ РФ установил курс доллара США с 8 ноября в размере 81,2257 руб., евро - 93,8365 руб.
7 ноября 2025 г.
20:20Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 7 ноября выросла на 1,18% и составила 49302,249 млрд руб.
19:18Минэкономразвития оценило годовую инфляцию в РФ на 5 ноября на уровне 7,89%
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 11,3421 руб.
19:07За период с 28 октября по 5 ноября рост цен на бензин в РФ замедлился до 0,04%
18:56Индекс МосБиржи вырос на 0,9%, индекс РТС - на 1,1%
архитектурное фасадное освещение Управление фасадным освещением помогает увеличить освещенность самого объекта и прилегающей к нему территории. Это улучшает криминогенную ситуацию, особенно в районах, отдаленных от центра населенного пункта. Освещение фасадов зданий подчеркивает их статус.