Биржа в годы предвоенного промышленного подъема (1909-1914 гг.): влияние внешнеполитических и внутриполитических факторов на курсовую динамику.
Обратимся к следующему периоду функционирования С.-Петербургской биржи. Как отмечает М. И. Туган-Барановский, 1909 год стал «годом перелома промышленной конъюнктуры»; в промышленности, после длительного застоя, появились признаки приближающегося промышленного подъема. Акционирование охватило практически все отрасли российской экономики. Динамика акционерного учредительства в России в 1901-1914 гг. первого десятилетия XX в. наглядно иллюстрируется данными Приложения V, из которых следует, что более половины из всех учрежденных в эти годы компаний были открыты в 1911-1914 гг.
На страницах «Вестника финансов» в 1910 г. нашло отражение оживление в биржевой жизни: «За последние месяцы наша биржа сосредоточила на себе всеобщее внимание. О ней теперь много пишут в газетах и журналах, а еще больше говорят. Как знамение времени, появились особые конторы для консультации по биржевым вопросам и новые издания, специально приноровленные для нужд биржевых операций. Крупный интерес, проявленный обществом к бирже, находит себе оправдание в необычайном повышении темна деятельности русских фондовых бирж, именно в том резком подъеме цен почти всех бумаг, который с особенной яркостью проявил себя в мае-июле. И курсовая реакция в области игровых бумаг, господствовавшая с конца июля до последних чисел августа, не могла охладить внимания публики к бирже».
Мирное разрешение ближневосточного конфликта и сравнительная политическая стабильность в первой половине 1909 г. дали стимул к повышению курсов большинства русских бумаг. Сдерживавшие курсовой рост факторы со второй четверти 1909 г. перестали оказывать на биржу влияние, и общая бездеятельность сменилась усилением интереса к бирже. В «Вестнике финансов» отмечается, что повышательные тенденции в Европе и Америке, «громадная заинтересованность» западноевропейских рынков в русских ценных бумагах, высокая доходность последних, стоявшая в полном несоответствии с «дешевой ценой на деньги» и с доходностью от других иностранных ценностей, отсутствие достаточной массы векселей для помещения свободных капиталов, которые обременяли банковские пассивы — «создали, в свою очередь, превосходную почву для курсового подъема наших бумаг и для увеличения оборотов с ними». В январе и в первой половине февраля 1910 г. повышательное движение продолжилось, сделало в своем поступательном развитии дальнейшие успехи, на которые не повлияли, как отмечается, «ни обострение турецко-болгарских отношений, ни тревожное положение в Греции».
Важным фактором роста биржевых курсов с 1909 г. стало появление новых акций на бирже. Хотя темп втягивания частных ценных бумаг в биржевую котировку несколько отставал от темпа учредительства, в абсолютных величинах этот рост был чувствителен.
С 1908 по 1913 г. на С.-Петербургскую биржу вышли почти 50 новых компаний. Параллельно шёл процесс выхода на биржу акций уже давно существовавших, внушавших доверие предприятий. Прежде их учредители не желали расставаться ни с правом безраздельного контроля над акционируемым предприятием, ни с будущими прибылями, а потому стремились сохранить большую часть акций в своих руках и в руках узкого круга родственников или лично известных им персон. С этой целью вводились именные акции высокого номинала и устанавливались ограничения по переходу их в собственность посторонних лиц. Такие компании обычно получали название паевых товариществ. Акционированием в этом случае преследовалась цель не столько привлечения новых капиталов, сколько ограничения ответственности владельца и придания предприятию формы, более соответствовавшей духу эпохи. Однако накануне биржевого подъёма такого рода паевые товарищества вступили в период перехода из единоличных и семейных предприятий в форму действительно акционерную и паевую. Тем самым на рынке появилось предложение стабильных дивидендных бумаг, которые в итоге нашли спрос.