Банки и социальная ответственность - степень готовности № N. Ожидания и реальность - противоречия неизбежны.
Ответ на вопрос, возможно ли это в будущем, косвенно дало специально проведенное исследование среди банков второй и третьей сотни. Целью исследования было выявить, насколько важна социально направленная деятельность участникам рынка, есть ли необходимость в совершенствовании этой практики и, как следствие, есть ли необходимость в самооценке самих кредитных организаций на соответствие существующему стандарту. Выбор банков был обусловлен спецификой российского банковского сектора - банки первой сотни (по совокупному объему активов) далеко не всегда являются образцами банковских практик и тем более в области корпоративно-социальной ответственности.
В связи с этим репрезентативным является анализ годовых отчетов первой сотни российских банков за 2010-2011 гг. Из сотни лидеров 42 банка имеют целые разделы, посвященные социальной ответственности, а информация о приверженности принципам социальной ответственности есть почти в каждом годовом отчете. Однако она не отражает ни стремления этих банков развивать такое направление, ни тем более их готовности производить самооценку по существующему стандарту. Пожалуй, единственным банком среди ста крупнейших в России, имеющим достаточно глубокое видение принципа социальной ответственности, деятельность которого в этом направлении четко структурирована и развивается параллельно с развитием самой финансовой структуры, является банк УРАЛСИБ.
«Социальная ответственность -это в первую очередь баланс интересов компании и ее стейкхолдеров. Только осознавая эти интересы, формируя на их основе стратегию бизнеса, постоянно уравновешивая их, компания в состоянии гармонично развиваться на долгосрочной основе. Именно социально ответственное поведение отвечает интересам устойчивого, планомерного, уважающего интересы других и стремящегося на базе этого уважения достичь максимальных результатов бизнеса, - считает Игорь Соболев, заместитель руководителя департамента внешних коммуникаций ФК "УРАЛСИБ". - В наших отчетах за 2010 и 2011 гг. есть разделы о соответствии стандартам GRI, но, кроме того, есть еще два документа: соответствие Глобальному договору ООН, участником которого мы являемся, и стандарту 26000. Это не самооценка по методике, предложенной Российским союзом промышленников и предпринимателей. Проведение подобной самооценки на соответствие стандарту ISO 26000 - в будущем. Пока мы просто взяли стандарт ISO как гребешок и, образно говоря, расчесали им нашу деятельность, изложенную в отчете об устойчивом развитии, — все направления деятельности, убедившись в том, что по каждой из семи тем социальной ответственности у нас есть два, три и более проектов либо регламентированные управленческие процессы, соответствующие стандарту».
Остальные представители сотни лидеров, согласно их корпоративным отчетам, воспринимают социальную ответственность как фактор, не столь тесно связанный с бизнес-моделью развития банка, потому и ограничиваются декларацией приверженности общим принципам социальной ответственности и перечнем инициатив, основную массу которых составляют благотворительные проекты. Банки второй и третьей сотни, согласно анализу их годовых отчетов, в общей массе демонстрируют большее стремление к развитию этой деятельности.
Из банков второй сотни в исследовании участвовали лишь 62. Основной проблемой стандартизации, указанной представителями этих банков, является отсутствие идеального примера внедрения практик в области социальной ответственности — некоего образца, на который можно было бы ориентироваться и начать соответствующие преобразования внутри своей организации. Правда, большинство опрошенных отметили теоретическую вероятность существования таких компаний в мире, но не смогли назвать ни одной.