Банки и социальная ответственность - степень готовности № N. Ожидания и реальность - противоречия неизбежны.
Отсутствие примера внедрения практик в области социальной ответственности, по словам Игоря Соболева, актуальна и для банков первой сотни. «Ни в России, ни за рубежом примером для подражания я бы не назвал ни одну компанию, - говорит он. — У нескольких крупных кредитных организаций есть хорошо организованные процессы и проекты по социальной ответственности, например, деятельность фонда Citi, проекты HSBC по финансовой грамотности молодежи. А вот комплексная система социально ответственного поведения пока, пожалуй, нигде не сформирована. В России слабо представлены и стратегии КСО. Социальные ориентиры должны прорастать изнутри организации, опираясь на корпоративную культуру и ценности компании, раскрывая ее внутреннюю зрелость».
Вторым не менее важным фактором, указанным представителями банков, является вопрос о росте актуальности социальной ответственности бизнеса вообще и банковского в частности. Большинство респондентов отметили, что развитие практики в области социальной ответственности, несмотря на ее первостепенное значение для поддержания репутации кредитной организации (что является необходимостью для любого банка), остается прерогативой крупных организаций. Если для них это неотъемлемая часть бизнес-модели, то для средних и малых банков решение о саморазвитии в области социальной ответственности во многом зависит от коммерческой или репутационной выгоды, которую можно получить.
В связи с этим, по мнению абсолютного большинства респондентов, для малых и средних банков социальная ответственность не является ни конкурентным преимуществом, ни источником улучшения репутации. Некоторые банки (в основном, представители третьей сотни) уверены, что социальная ответственность никак не влияет на позиции даже тех кредитных организаций, которые вовлечены в международные рынки. «Для компаний, находящихся на ранних этапах развития, характерен невысокий уровень заинтересованности в развитии социальной ответственности, — отмечает управляющий директор банка БЦК-Москва Диляра Ермакова. - Такая практика обусловлена тем, что основные усилия развивающихся компаний направлены на становление своей организации, разработку продуктов/услуг, выход на запланированные показатели. А по мере их достижения начинают задумываться о долгосрочном развитии. Тут и появляется ответственность перед обществом».
Впрочем, ряд банков отметили, что социальная ответственность может быть «дополнительным козырем» при взаимодействии с государственными органами. Кстати, по мнению представителей Агентства стратегических инициатив, убежденность компаний в правильности этого тезиса является одним из основных факторов, сдерживающих развитие социальной ответственности в российском бизнесе. Тот факт, что первопричиной инициатив компаний (в том числе и банков) в этой области является стремление добиться благосклонности чиновников, а не выражение собственной социальной позиции, является системной проблемой, которая должна быть решена при непосредственном участии государства.