Теории экономического роста и предложение денег.

Основным условием экономического развития на всех этапах существования человеческого общества являлось наличие рыночных отношений и принципов хозяйствования. Рынок мы рассматриваем как систему экономических отношений, в рамках которой, во-первых, существуют свободные производители товаров и услуг, находящиеся друг с другом в конкурентных отношениях. Во-вторых, экономическое благополучие этих производителей напрямую зависит от того, насколько произведенные ими товары и услуги отвечают интересам конечных потребителей. И в этом смысле рыночные отношения, лежащие в основе социально-экономического развития, имеют свои внутренние проблемы и противоречия.

Основная внутренняя проблема рынка связана с тем, что, развиваясь, он объективно стремится к своей противоположности — монополии. Ведь отдельные предприниматели и социальные группы, одержавшие победу в конкурентной борьбе на определенном отрезке времени (например, благодаря внедрению новых технологий), объективно заинтересованы в сохранении своих позиций, в том числе путем ограничения свободной конкуренции и сдерживания дальнейшего развития технического прогресса, способного эти позиции пошатнуть и привести к снижению их доходов. Стремление к поддержанию монопольного положения и ограничению конкуренции неизбежно связано с ограничением возможностей потребителей оказывать воздействие на принятие решений относительно объема и структуры производства товаров и услуг, что, в свою очередь, ведет к социально-экономическому застою и кризису. Монополии и монополизм имеют тенденцию разрастаться тем 'быстрее, чем меньшее сопротивление или даже поддержку появляющимся монополистическим образованиям оказывает государство. Если такая поддержка предполагает оказание со стороны правительства и/или центрального банка и финансовой помощи, то на определенном этапе неизбежным результатом становится сочетание экономического застоя и инфляции. Однако политическая власть в лице государства способна противодействовать или не дать развиться тенденции превращения рынка в монополию. Например, путем создания и поддержания эффективного институционально-правового и финансового механизма, призванного противодействовать попыткам монополизации отдельными предпринимателями, социальными группами, профессиональными союзами и т.п. различных сфер экономической деятельности. С этих позиций взгляды и рекомендации представителей кейнсианской экономической школы заслуживают внимания. По этой же причине нельзя в полной мере согласиться с точкой зрения сторонников естественного экономического цикла, хотя в их рассуждениях достаточно много позитивного.

Наличие рынка и рыночных отношений не решает всех проблем, связанных с обеспечением социально-экономического развития общества (безопасность, защита окружающей среды, гражданские права и свободы, поддержание общественного порядка, развитие экономической и социальной инфраструктуры и т.д. и т.п.). Это задача государства, которая прежде всего реализуется посредством его финансовой, денежно-кредитной и экономической политики в целом.

Следует отметить, что для государственных ведомств, включая центральный банк, характерно наличие собственнических интересов, которые далеко не всегда отвечают потребностям социально-экономического развития общества и лишь создают препятствия для руководства исключительно общественными интересами. Любая бюрократическая система всегда стремится к достижению большей власти и престижа, это приводит к тому, что вмешательство государства в экономические процессы часто является одним из главных источников дестабилизации экономической жизни. Интересно отметить, что, по мнению ряда аналитиков, за последние несколько десятилетий только экономический кризис 2001 г. не был напрямую связан или обусловлен неоправданным вмешательством органов государственной власти и, в частности, центрального банка в экономические процессы в ведущих странах мира. Причем характерно, что органы государственной власти предпочитают использовать для решения сложных социально-экономических проблем наиболее простые и неэффективные административные методы, которые обычно направлены на борьбу с последствиями, а не с причинами возникновения проблем.

Ю. Бабичева

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

23 июня 2018 г.
18:11Треть стран участников сделки ОПЕК+ могут увеличить добычу нефти с июля
17:20Добыча нефти ОПЕК+ в июле может вырасти на 250-400 тыс. б/с
16:58Запасы нефти в Саудовской Аравии оцениваются в 270 млрд баррелей - Фалих
16:30BMW и Airbus могут уйти из Великобритании из-за Brexit
14:11Решение увеличить добычу стран ОПЕК+ на 1 млн б/с позволит соблюсти баланс на рынке - Новак
12:35Правительство РФ предлагает обложить налогом нефтесырье - законопроект
11:45ОАК в 2018-2020 годах вложит в военную авиацию 300 млрд руб.
10:36 Wells Fargo: Tiffany выиграет от торговой политики КНР
10:06Испанская Windar получит 51% в СП с "Роснано" и "Северсталью"
09:37Перри пригласил Новака на встречу в Вашингтоне
09:05ЦБ РФ установил курс евро с 23 июня в размере 73,7247 руб.
09:03ЦБ РФ установил курс доллара США с 23 июня в размере 63,2396 руб.
22 июня 2018 г.
19:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 22 июня растет
19:30Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 22 июня снизилась на 0,02% и составила 38571,571 млрд руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 63,1016 руб.