Контроль за предложением денег в условиях денежной мультипликации.

Необходимо отметить, что введение административных мер по ограничению размеров денежной массы сопровождалось значительным ростом объема и стоимости государственных заимствований (прежде всего в форме ГКО). При этом поддержка со стороны ЦБ РФ высокого уровня доходности и ликвидности рынка ГКО шла вразрез с его усилиями по ограничению размеров денежной массы. Покупая ГКО у участников рынка, ЦБ РФ тем самым увеличивал размеры денежной базы. Поскольку высокие доходы от операций с ГКО, получаемые «привилегированными» участниками этого рынка, в значительной части конвертировались и оседали за границей, соответствующего пропорционального увеличения размеров денежной массы не происходило. Дополнительные «денежные выбросы» поглощались тем же ЦБ РФ, который активно покупал национальную валюту в процессе поддержания стабильного курса рубля. Если при этом расходовались валютные займы, то можно считать, что внутренняя государственная задолженность стимулировала увеличение внешней задолженности государства. Все это также никак не вписывалось в рамки монетаристских рекомендаций проведения денежно-кредитной политики.

К середине 1995 г. административные меры ЦБ РФ по контролю за денежной массой выступили в качестве одного из факторов, способствовавших существенному обострению кризиса ликвидности коммерческих банков. К этому времени произошел отказ от активной кредитной политики определенного числа банков. Эту кредитную политику впоследствии ЦБ РФ назовет рискованной по следующим субъективным причинам: участились случаи невозврата кредитов, мошенничества и прямого воровства; доходность банков упала при одновременном росте расходов на выплату изрядно возросших процентов по депозитам; в результате наметившегося дефицита ликвидности все чаще стали возникать трудности с выполнением платежных поручений клиентов; доступ банков к значительным объемам обязательных резервов, которые они держали в ЦБ РФ, был закрыт.

Практически единственным источником решения проблем ликвидности для многих, прежде всего крупных, банков оставался межбанковский кредитный рынок. Однако в сложившихся условиях этот рынок мог функционировать только при поддержке ЦБ РФ, который в экстренных случаях предоставлял отдельным банкам достаточно дорогой технический кредит в виде дебетового сальдо по корреспондентскому счету. После того как ЦБ РФ отказал банкам и в этой возможности, перестав выполнять функции кредитора последней инстанции, межбанковский рынок прекратил свое существование, что и положило начало системному банковскому кризису. «Лидерами» банковского кризиса оказались достаточно крупные банки, банкротство которых благодаря попустительству ЦБ РФ по цепочке привело к банкротству значительного числа их контрагентов в лице более малых коммерческих банков. Начался процесс массового банкротства и ликвидации банков.

В результате фактические размеры денежной массы существенно сократились. Произошло резкое снижение коэффициента денежного мультипликатора: объем выдаваемых кредитов существенно уменьшился при одновременном росте резервов; население и юридические лица (несмотря на запреты) вновь стали предпочитать наличные деньги безналичным. Ранее наблюдавшийся мультипликационный эффект роста денежной массы, связанный с функционированием межбанковского рынка, стал работать в обратную сторону.

Отражение падения размеров денежной массы в показателях ее объема с определенным лагом произошло по следующим причинам. Дело в том, что данные о величине средств, размещенных на текущих и депозитных счетах в банках, которые оказались неплатежеспособными, но у которых еще не была отозвана банковская лицензия, по-прежнему включались в расчет различных показателей денежной массы. Хотя на самом деле этих денег уже не было. Если учесть, что процесс отзыва лицензии ЦБ РФ, как правило, занимал несколько лет, то становится очевидно, что рассчитываемые ЦБ РФ показатели денежной массы были существенно завышены (на «омертвленную» ее часть в ликвидированных тысячами банках). Более того, чтобы любой ценой выполнить различные нормативы ЦБ РФ и соответственно не быть оштрафованными и не попасть в «черный список», многие банки сознательно искажали свою отчетность, вводя технические операции в свои балансы. Все это также не способствовало реальности оценок размеров денежной массы.

Ю. Бабичева

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 апреля 2024 г.
17:47Объем льготного кредитования туротрасли Сбербанком составляет 230 млрд руб.
16:44Московский кинотеатр "Ударник" отреставрируют до конца 2027 года
15:23Около 18,6 тысяч горожан получили новое жилье на востоке Москвы в рамках реновации
14:15В Москве разработали проект ГОСТа для электровелосипедов с целью повышения безопасности
13:16Мишустин подписал постановление о создании национального парка "Нижегородское Поволжье"
12:37Азиатский банк развития намерен инвестировать в экономику Казахстана в 2024 году более $800 млн
11:55China Eastern Airlines в 2023 году сократила чистый убыток в 4,6 раза - до 8,17 млрд юаней
29 апреля 2024 г.
19:05Февральские данные об инфляции в США соответствовали ожиданиям - глава ФРС
18:46Розничные продажи в США вырастут в этом году на 2,5-3,5%
18:33Mitsui планирует инвестиции в Atlas Lithium и разработку месторождения газа во Вьетнаме
18:17Германия за год сократила экспорт лома металлов на 18%, импорт - на 22,2% в стоимостном выражении
17:15Календарь публикаций макроэкономических показателей ведущих стран на ближайшую неделю
16 апреля 2024 г.
20:20Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 16 апреля снизилась на 0,00% и составила 64150,816 млрд руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 94,093 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 99,9854 руб.
Аренда мобильных шатров-трансформер для мероприятий Организация мероприятий под ключ. Аренда оборудования для кейтеринга: мобильные шатры трансформер, мебель, посуда, текстиль. Телефон +7(916)667-30-55.