Контроль за предложением денег в условиях денежной мультипликации.

В связи с возникшим дефицитом ликвидности в экономике стал все острее ощущаться денежный голод. Денежная масса страны стала пополняться всевозможными денежными суррогатами, которые, принося определенный эмиссионный доход их эмитентам, в любой момент могли превратиться в фиктивные. Во многих регионах и отраслях основной формой расчетов стал бартер. Произошел рост дебиторской и кредиторской задолженности (неплатежей), предприятия и организации стали испытывать недостаток в оборотных средствах. Все дальнейшие мероприятия ЦБ РФ по-прежнему были направлены на ужесточение административных мер, регулирующих деятельность коммерческих банков и способствующих сокращению как их числа, так и размеров денежной массы. Увеличиваются размеры обязательных резервов, вводятся новые нормативы, повышаются требования к величине минимального уставного капитала, значительно увеличивается объем отчетности, которую банки должны представлять в Банк России. В итоге деятельность банков становится еще более жестко регулируемой, что ведет к росту скрытой недостаточности предложения денег.

Создается на первый взгляд парадоксальная ситуация. Чем больше контроль со стороны ЦБ РФ за деятельностью коммерческих банков (который должен был бы повысить стабильность и надежность банковской системы), тем хуже становится положение как банков, так и банковской системы в целом, тем большее количество банков оказываются неплатежеспособными и закрываются. Если разобраться, ничего парадоксального в этой ситуации нет, так как ЦБ РФ не несет ответственности за результаты деятельности банков и выполнение ими своих обязательств перед клиентами, за закрытые вместе с банками предприятия, рост безработицы, сокращение базы для взимания прямых и косвенных налогов при одновременно возрастающей нагрузке на расходную часть бюджета, в том числе по обслуживанию государственного долга, нелегальный вывоз капитала из страны на фоне продолжающегося искусственного поддержания валютного курса рубля.

Можно, конечно, обвинять вкладчиков банков, как это сделали некоторые бывшие руководители Банка России, за то, что они купились на рекламу, говорить о том, что ЦБ РФ не несет перед вкладчиками никакой ответственности. Однако тогда возникает вопрос: в чем смысл контроля и надзора над банками со стороны ЦБ РФ и сдачи отчетности? Почему без разрешения ЦБ РФ не может быть утверждено руководство банков? С какой целью тогда ЦБ РФ может отстранять руководство банков и назначать временные администрации из числа своих сотрудников? И много других аналогичных вопросов, связанных с тем, ч:то ЦБ РФ располагает обширными правами по отношению к коммерческим банкам и при этом, в отличие от центральных банков в развитых странах, не несет практически никакой ответственности за свои действия ни перед банками, ни перед их вкладчиками.

Если подобную тактику проведения денежно-кредитной политики ЦБ РФ и можно назвать монетаристской, то только с точки зрения постоянства и жесткости следования в выбранном направлении. В сочетании с финансовой политикой правительства такая денежно-кредитная политика привела к кризисной ситуации августа 1998 г., после которой возможности ЦБ РФ воздействовать на динамику денежной массы кардинально уменьшились. В результате крушения банковской системы, кредитного и финансового рынков коэффициент денежной мультипликации приблизился к нулевой оценке.

Подавляющая часть оставшихся после кризиса коммерческих банков в конце 90-х годов практически перестала выдавать кредиты, сократив объем или полностью отказавшись от проведения каких-либо активных операций, за исключением операций на валютном рынке. Несмотря на то что норматив обязательных резервов, депонируемых банками в ЦБ РФ, был снижен, совокупная величина банковских резервов и неработающих активов продолжала оставаться на чрезвычайно высоком уровне. Доверие все меньшего числа экономически состоятельного населения и еще не окончательно обанкротившихся предприятий к банкам и банковским вкладам было подорвано. Предпочтение отдавалось наличным деньгам, прежде всего иностранной валюте, а в последующие годы наметился приток средств в дочерние структуры иностранных банков.

В этих условиях рост денежной массы стал возможен только благодаря увеличению размеров денежной базы, т.е. кредитов ЦБ РФ. Объем этих кредитов должен быть достаточен для восстановления банковской системы страны. Однако проблема в том, что величина этой достаточности оказалась исключительно велика.

Ю. Бабичева

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

25 сентября 2018 г.
12:18Максимальная ставка по вкладам в банках топ-10 во 2-й декаде сентября выросла до 6,65%
12:10Налоговики стали чаще выигрывать споры у бизнеса в судах
12:01Morgan Stanley улучшил рекомендации для валют и бондов ЕМ, видит начало периода стабильности
11:53На выполнение Целей устойчивого развития необходимо $7 трлн в год - ООН
11:51ВТБ разместит 25 сентября однодневные бонды серии КС-3-43 на 75 млрд руб. по цене 99,9804% от номинала
11:45Средневзвешенный курс доллара США к российскому рублю со сроком расчетов "завтра" по состоянию на 11:30 мск 25 сентября составил 65,8244 руб.
11:45Доллар снизился на 34 копейки
11:38За увольнение предпенсионеров ввели уголовную ответственность
11:31ЦБ РФ не видит краткосрочных проинфляционных рисков из-за санации банков
11:25Китайский банк ICBC вошел в перечень СПбМТСБ для клиринга экспортных фьючерсов
11:18Инфляционные ожидания в РФ при нормализации ситуации будут снижаться - ЦБ
11:16ЦБ РФ разместил купонные облигации 13-го выпуска на 94,1 млрд рублей
11:11ГПБ установил ставку 9-го купона облигаций БО-10 в размере 7,95%
11:11Российский турист в среднем тратил 67 тыс. руб. в зарубежном путешествии
11:06Группа "Аэрофлот" в январе-августе увеличила перевозку пассажиров на 9,8%