Контроль за предложением денег в условиях денежной мультипликации.

В связи с возникшим дефицитом ликвидности в экономике стал все острее ощущаться денежный голод. Денежная масса страны стала пополняться всевозможными денежными суррогатами, которые, принося определенный эмиссионный доход их эмитентам, в любой момент могли превратиться в фиктивные. Во многих регионах и отраслях основной формой расчетов стал бартер. Произошел рост дебиторской и кредиторской задолженности (неплатежей), предприятия и организации стали испытывать недостаток в оборотных средствах. Все дальнейшие мероприятия ЦБ РФ по-прежнему были направлены на ужесточение административных мер, регулирующих деятельность коммерческих банков и способствующих сокращению как их числа, так и размеров денежной массы. Увеличиваются размеры обязательных резервов, вводятся новые нормативы, повышаются требования к величине минимального уставного капитала, значительно увеличивается объем отчетности, которую банки должны представлять в Банк России. В итоге деятельность банков становится еще более жестко регулируемой, что ведет к росту скрытой недостаточности предложения денег.

Создается на первый взгляд парадоксальная ситуация. Чем больше контроль со стороны ЦБ РФ за деятельностью коммерческих банков (который должен был бы повысить стабильность и надежность банковской системы), тем хуже становится положение как банков, так и банковской системы в целом, тем большее количество банков оказываются неплатежеспособными и закрываются. Если разобраться, ничего парадоксального в этой ситуации нет, так как ЦБ РФ не несет ответственности за результаты деятельности банков и выполнение ими своих обязательств перед клиентами, за закрытые вместе с банками предприятия, рост безработицы, сокращение базы для взимания прямых и косвенных налогов при одновременно возрастающей нагрузке на расходную часть бюджета, в том числе по обслуживанию государственного долга, нелегальный вывоз капитала из страны на фоне продолжающегося искусственного поддержания валютного курса рубля.

Можно, конечно, обвинять вкладчиков банков, как это сделали некоторые бывшие руководители Банка России, за то, что они купились на рекламу, говорить о том, что ЦБ РФ не несет перед вкладчиками никакой ответственности. Однако тогда возникает вопрос: в чем смысл контроля и надзора над банками со стороны ЦБ РФ и сдачи отчетности? Почему без разрешения ЦБ РФ не может быть утверждено руководство банков? С какой целью тогда ЦБ РФ может отстранять руководство банков и назначать временные администрации из числа своих сотрудников? И много других аналогичных вопросов, связанных с тем, ч:то ЦБ РФ располагает обширными правами по отношению к коммерческим банкам и при этом, в отличие от центральных банков в развитых странах, не несет практически никакой ответственности за свои действия ни перед банками, ни перед их вкладчиками.

Если подобную тактику проведения денежно-кредитной политики ЦБ РФ и можно назвать монетаристской, то только с точки зрения постоянства и жесткости следования в выбранном направлении. В сочетании с финансовой политикой правительства такая денежно-кредитная политика привела к кризисной ситуации августа 1998 г., после которой возможности ЦБ РФ воздействовать на динамику денежной массы кардинально уменьшились. В результате крушения банковской системы, кредитного и финансового рынков коэффициент денежной мультипликации приблизился к нулевой оценке.

Подавляющая часть оставшихся после кризиса коммерческих банков в конце 90-х годов практически перестала выдавать кредиты, сократив объем или полностью отказавшись от проведения каких-либо активных операций, за исключением операций на валютном рынке. Несмотря на то что норматив обязательных резервов, депонируемых банками в ЦБ РФ, был снижен, совокупная величина банковских резервов и неработающих активов продолжала оставаться на чрезвычайно высоком уровне. Доверие все меньшего числа экономически состоятельного населения и еще не окончательно обанкротившихся предприятий к банкам и банковским вкладам было подорвано. Предпочтение отдавалось наличным деньгам, прежде всего иностранной валюте, а в последующие годы наметился приток средств в дочерние структуры иностранных банков.

В этих условиях рост денежной массы стал возможен только благодаря увеличению размеров денежной базы, т.е. кредитов ЦБ РФ. Объем этих кредитов должен быть достаточен для восстановления банковской системы страны. Однако проблема в том, что величина этой достаточности оказалась исключительно велика.

Ю. Бабичева

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

19 января 2019 г.
12:31Минсельхоз: Турция выделит РФ квоту на поставки говядины в размере 5 тыс. тонн с возможностью увеличения
11:59Премьеры ЕАЭС планируют договориться о тарифах на транспорт газа
11:22РФ в 2018 году увеличила экспорт пшеницы в Турцию на 40%
10:41Рогозин: космические предприятия РФ будут укреплять сотрудничество с нефтегазовой отраслью
10:21ЕС не получал официальных просьб от Лондона о переносе сроков Brexit
10:02На аукционах в среду нерезиденты купили 40% ОФЗ
09:42ФРС будет принимать решения по ставке в зависимости от статданных - глава ФРБ Нью-Йорка
09:03ЦБ РФ установил курс доллара США с 19 января в размере 66,3309 руб., евро - 75,5841 руб.
18 января 2019 г.
19:53Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 18 января растет
19:42Мосбиржа зарегистрировала выпуск облигаций ММЦБ на 30 млн рублей
19:30Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 18 января выросла на 0,63% и составила 28662,387 млрд руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 75,6064 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,7895 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 66,3316 руб.
19:10Количество действующих банков в РФ за пять лет сократилось вдвое