Контроль за предложением денег в условиях денежной мультипликации.

В связи с возникшим дефицитом ликвидности в экономике стал все острее ощущаться денежный голод. Денежная масса страны стала пополняться всевозможными денежными суррогатами, которые, принося определенный эмиссионный доход их эмитентам, в любой момент могли превратиться в фиктивные. Во многих регионах и отраслях основной формой расчетов стал бартер. Произошел рост дебиторской и кредиторской задолженности (неплатежей), предприятия и организации стали испытывать недостаток в оборотных средствах. Все дальнейшие мероприятия ЦБ РФ по-прежнему были направлены на ужесточение административных мер, регулирующих деятельность коммерческих банков и способствующих сокращению как их числа, так и размеров денежной массы. Увеличиваются размеры обязательных резервов, вводятся новые нормативы, повышаются требования к величине минимального уставного капитала, значительно увеличивается объем отчетности, которую банки должны представлять в Банк России. В итоге деятельность банков становится еще более жестко регулируемой, что ведет к росту скрытой недостаточности предложения денег.

Создается на первый взгляд парадоксальная ситуация. Чем больше контроль со стороны ЦБ РФ за деятельностью коммерческих банков (который должен был бы повысить стабильность и надежность банковской системы), тем хуже становится положение как банков, так и банковской системы в целом, тем большее количество банков оказываются неплатежеспособными и закрываются. Если разобраться, ничего парадоксального в этой ситуации нет, так как ЦБ РФ не несет ответственности за результаты деятельности банков и выполнение ими своих обязательств перед клиентами, за закрытые вместе с банками предприятия, рост безработицы, сокращение базы для взимания прямых и косвенных налогов при одновременно возрастающей нагрузке на расходную часть бюджета, в том числе по обслуживанию государственного долга, нелегальный вывоз капитала из страны на фоне продолжающегося искусственного поддержания валютного курса рубля.

Можно, конечно, обвинять вкладчиков банков, как это сделали некоторые бывшие руководители Банка России, за то, что они купились на рекламу, говорить о том, что ЦБ РФ не несет перед вкладчиками никакой ответственности. Однако тогда возникает вопрос: в чем смысл контроля и надзора над банками со стороны ЦБ РФ и сдачи отчетности? Почему без разрешения ЦБ РФ не может быть утверждено руководство банков? С какой целью тогда ЦБ РФ может отстранять руководство банков и назначать временные администрации из числа своих сотрудников? И много других аналогичных вопросов, связанных с тем, ч:то ЦБ РФ располагает обширными правами по отношению к коммерческим банкам и при этом, в отличие от центральных банков в развитых странах, не несет практически никакой ответственности за свои действия ни перед банками, ни перед их вкладчиками.

Если подобную тактику проведения денежно-кредитной политики ЦБ РФ и можно назвать монетаристской, то только с точки зрения постоянства и жесткости следования в выбранном направлении. В сочетании с финансовой политикой правительства такая денежно-кредитная политика привела к кризисной ситуации августа 1998 г., после которой возможности ЦБ РФ воздействовать на динамику денежной массы кардинально уменьшились. В результате крушения банковской системы, кредитного и финансового рынков коэффициент денежной мультипликации приблизился к нулевой оценке.

Подавляющая часть оставшихся после кризиса коммерческих банков в конце 90-х годов практически перестала выдавать кредиты, сократив объем или полностью отказавшись от проведения каких-либо активных операций, за исключением операций на валютном рынке. Несмотря на то что норматив обязательных резервов, депонируемых банками в ЦБ РФ, был снижен, совокупная величина банковских резервов и неработающих активов продолжала оставаться на чрезвычайно высоком уровне. Доверие все меньшего числа экономически состоятельного населения и еще не окончательно обанкротившихся предприятий к банкам и банковским вкладам было подорвано. Предпочтение отдавалось наличным деньгам, прежде всего иностранной валюте, а в последующие годы наметился приток средств в дочерние структуры иностранных банков.

В этих условиях рост денежной массы стал возможен только благодаря увеличению размеров денежной базы, т.е. кредитов ЦБ РФ. Объем этих кредитов должен быть достаточен для восстановления банковской системы страны. Однако проблема в том, что величина этой достаточности оказалась исключительно велика.

Ю. Бабичева

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

12 ноября 2019 г.
14:12Bank of America поднял прогноз доходности гособлигаций США, ФРГ и Великобритании
14:04В Госдуме предлагают ЦБ ввести мягкое регулирование курса рубля и валютные ограничения на движение капитала
13:53Азиатские рынки акций продемонстрировали позитивную динамику
13:42Рост доверия инвесторов к экономике ФРГ в ноябре значительно превысил прогнозы - Zew
13:33Vodafone более чем в 4 раза сократил убыток в 1-м финполугодии
13:24Москва увеличила прожиточный минимум пенсионера до 12,5 тысяч рублей
13:15Рынок акций Московской биржи по состоянию на 13:00 мск 12 ноября растет
13:05Средний курс покупки наличного доллара США в банках Москвы достиг максимального значения за неделю и составляет 63,4871 руб.
13:04Безработица в Великобритании в 3-м квартале снизилась до 3,8%
13:02Cредний курс покупки/продажи наличного доллара в банках Москвы на 13:00 мск составил 63,49/64,5 руб.
13:02По состоянию на 13:00 мск 12 ноября средний оптовый курс покупки/продажи наличного доллара в банках Москвы составил 63,7/64,29 руб.
13:02Cредний курс покупки/продажи наличного евро в банках Москвы на 13:00 мск составил 70,06/71,12 руб.
12:55ООО "ИС петролеум" готовит выпуск облигаций объемом 300 млн рублей
12:55Голикова: нужно продумать механизмы для быстрого внедрения генетических разработок в промышленность и АПК
12:48Рынки акций Европы незначительно растут в начале торгов