Корпоративная стратегическая пирамида.

Рассматривая корпоративное управление коммерческим банком, мы останавливались на полномочиях и обязанностях совета директоров, определяли приоритетные направления деятельности банка, стратегию его развития. Помимо этого, совет директоров несет прямую ответственность за определение порядка разработки, утверждения и при необходимости уточнения (корректировки) стратегии развития банка. Он должен оценивать альтернативы стратегического развития соответствующих направлений деятельности банка и его подразделений, а также устанавливать основные ориентиры деятельности его на долгосрочную перспективу. При этом важно учитывать предложения, поступающие от подразделений банка, поскольку именно на их уровне происходит реализация принятых стратегий и разворачивается ежедневное соперничество с конкурентами за удержание рыночных позиций. Тем самым разработка стратегий представляет собой «двухстороннее движение», все участники которого должны учитывать возможности и цели друг друга. Однако и здесь, как и в любом коллективном процессе, координирующая роль принадлежит высшему руководству — коллективному стратегу.

Центральным вопросом стратегического управления было и остается определение возможных вариантов долгосрочной конкурентной активности банков на существующих и потенциальных рынках банковских услуг— основных типов стратегий выживания и развития банков. Важнейшим этапом их изучения является определение основных подходов к классификации банковских стратегий.

Первый подход к классификации стратегий можно назвать портфельным подходом. Его появление связано с публикацией пионерской работы американского исследователя русского происхождения И. Ансоффа «Корпоративная стратегия», в которой он предложил не просто новый взгляд на перспективное планирование, но сформулировал новую управленческую парадигму. Суть ее сводится к тому, что «стратегические решения главным образом связаны скорее с внешними, нежели с внутренними проблемами компании, в особенности с решением о номенклатуре производимой продукции и выбором сегментов рынка ... это проблема избрания сферы деятельности фирмы и поиска новых направлений ее развития».

Другим важным аспектом разработки стратегии является то, что стратегические решения должны приниматься при ограниченности совокупных ресурсов компаний. В делом подход И. Ансоффа связан с выбором сферы деятельности фирмы и определенного перспективного продуктового портфеля. Он может быть охарактеризован следующей формулой: «Конечный продукт решений, связанных со стратегией, является обманчиво простым — комбинация товаров и рынков, выбранных для компании. К этой комбинации приходят, добавляя новые продукты и новые рынки, средства для которых изымаются из старых, а также за счет расширения текущей позиции».

Развитием стратегических идей И. Ансоффа стали выделение отдельных единиц (подразделений) крупных компаний и разработка специальных аналитических методов определения приоритетов формирования продуктового портфеля таких бизнес-единиц. Первым подобным инструментом, оказавшим огромное влияние на развитие стратегических исследований в западном менеджменте, стала матрица Бостонской консалтинговой группы. Разновидностью модели ВКГ стала усовершенствованная матрица компании McKinsey, созданная в рамках проекта для компании General Electric. Эта матрица получила широкое признание среди менеджеров крупных промышленных и торговых компаний. Матрица БКГ изначально была построена для товаров, но могла использоваться и для стратегических подразделений компании, которые являются достаточно гомогенными (однородными).

Подобный портфельный подход к выделению стратегий развития банка оказался чрезвычайно удобной аналитической моделью для определения перспектив развития, и в первую очередь подразделений специализированных банков и иных кредитных организаций. Можно даже с известной натяжкой признать адекватность такого подхода для данной группы финансовых институтов, основная задача которых состоит в расширении гаммы однородных и относительно новых банковских продуктов для определенной категории клиентов.

А. Канаев

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

29 марта 2024 г.
20:20Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 29 февраля выросла на 0,38% и составила 60817,145 млрд руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 90,8664 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 12,5691 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 98,5752 руб.
18:58Рынок российских акций вырос на 0,9-1,1%
18:51Финорганизациям рекомендовано минимизировать участие в деятельности, связанной с оборотом цифровых валют ЦБ РФ
18:45Россия может ввести запрет на экспорт сахара до начала августа
18:37Рост ВВП Индии в 3-м финквартале ускорился до 8,4%
18:14Правительство с 1 марта вводит временный запрет на экспорт бензина и увеличивает нормативы продажи топлива на биржевых торгах
18:07ВВП Канады в 4-м квартале увеличился на 1%, превысив прогнозы
18:00Средний курс доллара США со сроком расчетов "сегодня" по итогам торгов составил 90,8609 руб.
18:00Средний курс юаня со сроком расчетов "сегодня" по итогам торгов составил 12,5657 руб.
17:38Голикова: нацпроект "Продолжительная и активная жизнь" может потребовать более 1 трлн рублей до 2030 года
17:06Число заявок на пособие по безработице в США выросло на 13 тыс.
16:57Доходы американцев в январе выросли на 1%, расходы - на 0,2%
GeekBrains - Скачать курсы по языкам программирования от обучающего центра Mail.Ru Нетология. Скачать торрент курсов по SMM, дизайну и маркетингу бесплатно от Центра Нетологии. Читать отзывы об обучении.