Коммерческий банк: стратегическое управление.

Предлагаемый нами вариант структурированного подхода можно назвать комплементарным подходом. В более подробной его характеристике следует учесть следующих два важных момента.

Во-первых, американские исследователи П. Милгром и Дж. Роберте установили, что при осуществлении комплементарных видов деятельности максимальный эффект достигается в случае их полной координации. В силу этого эффективная стратегия развития компании предполагает необходимое взаимное соответствие ее составных частей. Такие взаимосвязанные элементы стратегии как бы усиливают друг друга. Однако, как подчеркивают авторы, для того чтобы определить оптимальную стратегию и сфокусировать на ней внимание, необходимо централизованное принятие решений высшим руководством компании. Таким образом, авторы дали общеэкономическое обоснование положения, что в разработке и реализации стратегии ведущее место занимает высшее руководство, которое вместе с тем должно активно взаимодействовать с руководителями низших уровней и координировать их деятельность.

Во-вторых, для разработки стратегии коммерческого банка необходимо учитывать предложенную в 1995 г. американскими учеными А. А. Томпсоном (A. A. Thompson) и А. Дж. Стриклендом (A. J. Strickland) концепцию стратегической пирамиды, содержащую одно из наиболее точных описаний данного структурно-иерархического образования. Эта пирамида содержит четыре организационных уровня:

  • корпоративная стратегия — стратегия корпорации и сфер ее деятельности в целом, созданная для управления хозяйственным портфелем ее структурных подразделений;
  • деловая стратегия — стратегия каждого отдельного подразделения (определенной сферы: деятельности) корпорации, связанная с усилением его конкурентоспособности и сохранением конкурентных преимуществ;
  • функциональная стратегия — стратегия каждого ключевого функционального направления в определенной сфере деятельности (производственная стратегия, стратегия маркетинга, финансов и т. д.) как стратегия действий по поддержанию деловой стратегии и достижению целей подразделений;
  • операционная стратегия — более узкая стратегия ключевых оперативных (организационных) структурных единиц (заводы, торговые представительства и отделы функциональных подразделений) при решении задач, имеющих стратегическую важность (закупки, запасы, транспортировка и т. д.).

Важнейшей чертой данной модели стратегий является четко проявляющаяся связь реализации корпоративной стратегий, представляющей собой генеральное направление развития компании (банка) как целого, с реализацией комплекса взаимосвязанных и дополняющих друг друга конкретных стратегий (деловые, функциональные и операционные) на всех ее уровнях.

Главной особенностью представленной пирамиды, по мнению А. А. Томпсона и А. Дж. Стрикленда, является то, что при надлежащем управлении благодаря взаимному влиянию верхних и нижних «этажей» компании (банка) может быть создана «идеальная взаимоусиливающаяся структура». Следует, однако, помнить, что процесс гармонизации целей и соответственно стратегий по уровням является очень длительным, сложным и весьма конфликтным процессом.

В заключение приведем модель банковской стратегической пирамиды, основанную на комплементарном подходе к выработке стратегических решений. Эти решения имеют значение для всех подразделений банка в целом. Они касаются продуктов и услуг, основных рынков, конкурентов и направлений развития банка, т.е. включают в себя тройные взаимосвязанные (комплементарные) группы стратегических решений:

I. Решения, связанные с выбором стратегического направления развития (профиль бизнеса) банка и его товарно-рыночных инвестиций (базовые продукты/услуги и рынки), — корпоративная, или инвестиционная, стратегия. В этом случае также принимаются решения, связанные с расширением деятельности банка, и решения, касающиеся его глобального развития.

II. Решения, связанные с действиями отдельных стратегических бизнес-единиц (СБЕ) и крупных подразделений банка — конкурентные стратегии, называемые также генерическими, или деловыми стратегиями.

III. Решения, связанные с выбором направлений деятельности центральных функциональных (штабных) подразделений банка, обеспечивающих реализацию корпоративной и конкурентной стратегий, — функциональные стратегии. В случае отдельных ключевых операционных структурных подразделений, действующих на растущих рынках, целесообразно разрабатывать более узкие операционные стратегии.

А. Канаев

Стр.:  1 | 2
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

20 июня 2018 г.
15:15Средний курс евро со сроком расчетов "сегодня" по итогам торгов составил 73,518 руб.
15:08Экспертам придется отвечать за ложные заключения при госзакупках
15:00Учетные цены Банка России на драгметаллы с 21 июня
15:00"М.Видео" откажется от бренда Media Markt
14:51Ливия хочет максимум за 5 лет удвоить добычу нефти
14:51Средневзвешенная доходность ОФЗ 29012 на аукционе - 7,32%, размещено почти 72% выпуска
14:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 14:30 мск 20 июня растет
14:42С 22 июня в ЕС будут действовать пошлины в размере 25% на товары из США общим объемом 2,8 млрд евро
14:36АКРА подтвердило кредитный рейтинг "СДМ-банка" с прогнозом "стабильный"
14:31Рынки акций АТР в среду продемонстрировали активный рост
14:25Кудрин: повышение НДС даст около 0,4 п.п. в инфляцию 2019 г.
14:18S&P вывело рейтинги МТС "BB" с пересмотра, прогноз - "стабильный"
14:09Экономическая уверенность в мире в 1-м квартале выросла до рекордного уровня за 4 года
14:02Законопроект, уточняющий нормативы финустойчивости застройщиков, прошел второе чтение
13:55"Шереметьево" увеличило пассажиропоток в январе-мае на 12,4%
VIP такси Так, стоимость поездки в такси мерседес в санкт-петербурге может составить всего 500 рублей. Наши автомобили, представляющие собой наилучшие образцы такси бизнес класса, проходят ежедневную проверку и тщательный осмотр, что гарантирует безопасность Вашей поездки. Ваш заказ примут вежливые и тактичные сервис-менеджеры, благодаря оперативной работе которых Вам будет гарантирована подача VIP такси за 10 минут.