Корпоративная стратегия управления коммерческим банком (стратегия товарно-рыночных инвестиций).
Определение масштаба деятельности. Возможные варианты экспансии могут быть представлены в виде матрицы продукт/рынок. Рост банка возможен благодаря внутренним (инвестиции в расширение деятельности существующих СБЕ или основных подразделений) или внешним (приобретение новых единиц) источникам. Внутренний рост осуществляется, как правило, в форме создания новых или изменения существующих продуктов/услуг. Внешний рост обычно происходит в форме диверсификации, когда банк приобретает (поглощает) новые для него бизнесы. Основной стимул поглощений — возможность быстрого выхода на новые сегменты рынка или представление новых продуктов на существующих рынках. Слияние и поглощение являются эффективной стратегией и в тех случаях, когда инициирующий их банк, планирующий расширение собственного бизнеса, испытывает недостаток в квалифицированном персонале или стремится избежать дополнительных расходов на создание собственных подразделений. Так, в Великобритании возможность проникновения на новые рынки и достижения экономии по издержкам побудили к объединению многие банки и строительные общества. Диверсификация возможна также в результате самостоятельной разработки и внедрения новых продуктов/услуг для новых рынков.
Стратегия стабилизации (устойчивое состояние), или стратегия паузы, предполагает ограничение банком масштабов деятельности, переход к медленному контролируемому развитию. Она концентрирует внимание высшего руководства банка на сокращении издержек и усилении интеграции деятельности СБЕ с целью достижения синергетического эффекта и общего повышения эффективности деятельности.
Стратегия экономии означает, что банк вынужден проводить широкую реорганизацию своего бизнеса либо даже продажу его части. Эта стратегия связана с уменьшением масштабов деятельности банка (downsizing) и часто ведет к сокращению числа его подразделений и штата. Поэтому она нередко способствует усилению специализации, или «рефокусированию», традиционного бизнеса. Так, британская группа Barclays продала принадлежащую ей инвестиционно-банковскую компанию BZW и сконцентрировала свою деятельность на розничном бизнесе.
Сочетанием второго и третьего вариантов стратегии может служить стратегия восстановления, или стратегия разворота (turnaround strategy), которая характерна для деятельности компаний и банков, находящихся в сложном и постепенно ухудшающемся положении, при кардинальном изменении и восстановлении рыночных позиций. В банковской сфере такую стратегию вынужден был применить Dresdner Bank, который во втором квартале 2002 г. разработал специальную программу «Turnaround-2003», реализация которой затянулась до настоящего времени.
Определение структуры бизнеса (портфельная стратегия). Каждый: банк, имеющий в своем составе ряд СБЕ, должен определить перспективу развития каждой из них, т. е. определить структуру своего портфеля и соответственно структуру бизнеса в целом. Для этого руководство банка устанавливает приоритеты распределения (перераспределения) ресурсов между СБЕ. Для каждого вида деятельности и сегмента рынка существует пять базовых вариантов инвестирования/дивестирования банковского капитала. Так, банк может поставить цель в виде выхода на новый для него сегмент рынка, роста операций на существующем сегменте, сохранения своих рыночных позиций путем стабилизации операций, перехода к извлечению средств из бизнеса и отказа от дальнейших инвестиций (так называемое «доение» бизнеса) или выхода с рынка.
В дополнение к перечисленным товарно-рыночным инвестиционным стратегиям банк может выбрать еще одно, относительно самостоятельное, стратегическое направление — глобализацию. Речь идет о выходе на международные финансовый и банковский рынки. В целом глобализация представляет собой определенный вариант стратегии роста, в связи с этим возникает множество вопросов, которые требуют особого внимания и проработки. В зависимости от конкретных видов деятельности, которые банк считает целесообразным концентрировать в одном месте (как правило, в головном офисе) или распределять по разным рынкам и СБЕ, а также масштабов их координации друг с другом, глобальная стратегия может принимать различные формы и соответственно требует разных размеров инвестирования.