Ключевые положения концепции стратегического управления банком.
Важным источником и основой конфликта между коалициями являются стратегические инвестиционные решения. Ведущую роль в решении вопросов, касающихся стратегических инвестиций, играют собственники банка и его совет директоров, заинтересованные в максимально эффективном использовании существующего капитала и недопущении чрезмерной капитализации банка. Высший менеджмент часто придерживается иного стратегического подхода. На этой почве возможен серьезный конфликт интересов, в разрешении которого решающую роль играют регуляторы, устанавливающие четкие правила определения достаточности капитала.
Стратегический процесс в коммерческом банке имеет риск-ориентированный и одновременно регулируемый характер, суть которого состоит в том, что выбор стратегии развития банка и уровня принимаемого им совокупного риска должен быть согласован с динамикой капитала банка, регулируемого нормативом достаточности. Тем самым банковская стратегия отражает реализацию хозяйственно- и государственно-властных полномочий заинтересованных лиц и является результатом их взаимодействия, направленного на рост стоимости банка и поддержание стабильности банковской деятельности в интересах вкладчиков и кредиторов.
Анализ текущих и будущих потребностей банка в капитале с учетом его стратегических целей является важным элементом стратегического планирования. Стратегический план должен четко определять потребности банка в капитале, ожидаемые капитальные расходы и источники их финансирования. Высший менеджмент и совет директоров должны рассматривать планирование капитала как решающий элемент достижения стратегических целей.
Совет директоров должен выполнять определенные ключевые функции, связанные со стратегической деятельностью банка:
- утверждать и контролировать исполнение стратегических планов, которые должны распространяться на все уровни банковской организации (включая порядок образования органов управления, наделения их полномочиями);
- пересматривать при необходимости корпоративную стратегию, основные планы действий, политику управления рисками, годовые бюджеты и бизнес-планы банка;
- осуществлять мониторинг выполнения планов и результатов деятельности банка, а также контролировать основные капитальные расходы, приобретение и продажу бизнеса (дивестирование);
- контролировать и предусматривать регулирование потенциальных конфликтов интересов менеджмента и акционеров, включая конфликты, связанные с использованием активов банка в личных целях, и злоупотребления при совершении сделок со связанными сторонами.
Комитет по стратегическому планированию, будучи ведущим структурным элементом корпоративного управления, призван играть основную роль в определении стратегических целей деятельности банка, в разработке приоритетных направлений его деятельности, в выработке рекомендаций по дивидендной политике банка и управлению его капиталом в целом, в оценке эффективности деятельности банка в долгосрочной перспективе, в выработке рекомендаций совету директоров по корректировке существующей стратегии развития банка исходя из необходимости увеличения эффективности его деятельности с учетом тенденций па кредитном и финансовом рынках, усиления внутри- и межотраслевой конкуренции.
Основное содержание стратегического процесса — это интегрированная деятельность всех подразделений банка и их сотрудников, связанная с достижением долгосрочных целей банка по завоеванию и удержанию конкурентного преимущества благодаря наиболее эффективному распределению ресурсов между существующими и создаваемыми бизнес-единицами, а также целесообразному использованию ключевых компетенций на основе предвидения и учета возможных действий конкурентов.
Стратегический процесс связан с регулярным репозиционированием банка, что выражается в выборе одной из двух генеральных стратегий, определяющих общее направление развития банковского бизнеса в условиях усиления внутри- и межотраслевой конкуренции на финансовых рынках: стратегии экспансии или стратегии сохранения традиционного бизнеса. На их основе возможно формирование корпоративной банковской стратегии, связанной с определением будущего профиля, масштаба и структуры банковского бизнеса. В простейшем варианте возможен выбор стратегии диверсификации (универсализации), глобального игрока, фокусирования или специализации. Более сложный вариант формирования стратегии предполагает построение комплементарного комплекса стратегий— корпоративной стратегической пирамиды.