Зачем центральному банку собственный капитал?
Как международные финансовые организации, так и Европейский центральный банк полагают, что правительства должны предоставлять формальные или неявные гарантии обеспечения достаточности капитала центральных банков. К примеру, Международный валютный фонд в докладе «Российская Федерация: оценка стабильности финансового сектора», в разделе, посвященном чрезвычайной поддержке ликвидности банков, предлагает ввести требование, чтобы государство гарантировало Банку России возврат любых ссуд, которые предоставляются без залога или обеспечены нерыночными активами или поручительствами. Фактически речь идет о страховании Банка России от потенциальных убытков и, как следствие, от сокращения капитала.
Предположение, что достаточность капитала способна в значительной мере влиять на денежно-кредитную политику центрального банка, находит серию эмпирических подтверждений. В феврале 2012 г. МВФ опубликовал работу, в которой оценивается процентная политика центральных банков по выборке из 41 страны. Многие обследованные страны представляют собой образцы экспортно ориентированных экономик. Их денежные власти для поддержания высоких темпов экономического роста и сдерживания инфляционного давления вынуждены проводить массированные валютные интервенции и стерилизовать избыточное денежное предложение, возникающее вследствие собственных интервенций.
Результаты оценки свидетельствуют: помимо инерции процентной ставки, целевой и текущей инфляции, гэпа ВВП и динамики валютного курса, на величину процентной ставки денежных властей не в последнюю очередь влияет отношение капитала к активам центрального банка. Потенциальные убытки заставляют руководство центробанков с низкой долей капитала в пассивах отклоняться от оптимальной процентной политики. Причем связь между двумя переменными выглядит нелинейной: чем меньше капитал банка, тем сильнее отклонение фактической процентной ставки центрального банка от оптимального расчетного уровня. Таким образом, эмпирический анализ показывает, что достаточность капитала центрального банка может выступать ограничением для проведения полноценной денежно-кредитной политики. В конечном счете, приходят к выводу экономисты МВФ, существует обратная зависимость между капиталом центрального банка и макроэкономической стабильностью.
Слабо капитализированные центральные банки не способны достигать и поддерживать ценовую стабильность. Объясняется это тем, что убытки побуждают ведомство допускать высокую фактическую и ожидаемую инфляцию, слабо контролировать рост денежного предложения и попустительствовать значительным колебаниям реального экономического роста. Как следствие, возникает расхождение между заявленными целями и фактическими результатами денежно-кредитной политики, что подрывает доверие к Центробанку. Потеря репутации, в свою очередь, снижает веру в способность регулятора достичь поставленных целей и увеличивает инфляционные ожидания и т. д. Убытки могут заставить денежные власти де-факто пересмотреть свою целевую функцию таким образом, чтобы гарантировать рентабельность и обеспечить независимость деятельности.
Помимо рыночных потерь, немалым препятствием на пути увеличения капитала центральных банков выступает специфическая система налогообложения. Как и другие экономические агенты, Банк России платит налоги и сборы в соответствии с Налоговым кодексом РФ. По статье 26 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» после утверждения Советом директоров Банка России годовой финансовой отчетности регулятор перечисляет в федеральный бюджет 50% прибыли за предыдущий год.