Усовершенствование продукта: возрождение благодаря соответствию потребностям рынка.
Понятие «инновация» в повседневной финансовой сделке часто сосредоточено на инвестиционных инструментах, имеющих значение для СМИ, и, таким образом, интерпретируется весьма широко. Каждый новый заем с несколько отличающимися «прибамбасами», как правило выпускаемый на рынок под экзотической, но достаточно разумно звучащей аббревиатурой, банки-посредники и СМИ охотно представляют как нововведение. Иногда было бы более уместным выражение «новинка».
Последовательными, подлинными (финансовыми инновациями в более узком смысле, по моему мнению, оказались следующие продукты: облигации с «плавающей» ставкой выпуска 1976 г., свопы на рынке капиталов 1981 г., бумаги европейского рынка краткосрочных кредитов 1983 г., глобальное размещение акций и свопы в различных вариантах в 80-е годы. Бескупонные облигации вошли в обращение много десятилетий назад. Дериваты наподобие опционов и фьючерсов в принципе известны уже сотни лет.
Разработки портфельной теории последних десятилетий, обновленные формулы цен опционов, а также стремительное развитие информационных технологий и усовершенствование процессов стали основой и предпосылкой нового образа действий. Более совершенные и быстрые методы математико-статистического анализа и временных рядов практической направленности, анализ гипотез и реактивности делают возможным распределение по компонентам риска и получение оснований для более рационального решения в современном управлении риском. К этому следует добавить рост потребности в диверсификации и страховании от нестабильности рынка. Глобализация открыла дополнительные альтернативы. Стремительный рост оборотов упростил задачу стандартизации, необходимой для роста эффективности; это способствовало «инновациям».
Так называемые инновации на рынке капиталов можно разделить на шесть основных видов на примере облигации. Основные элементы, такие как купоны/проценты, цена эмиссии, срок действия, сумма погашения и прилагаемые варранты образуют переменные основные параметры инновации. Теперь сюда следует причислить и соответствующие дериваты, находящиеся в зависимости и во взаимосвязи с облигационным займом.
Искусство специалиста, работающего на рынке капиталов, состоит сегодня в том, чтобы в зависимости от рыночной ситуации и различной склонности рынка к риску соответствующим образом варьировать эти основные параметры или формировать «новаторским образом». Возможности и альтернативы комбинаций, рекомбинаций и связей многочисленны, что вносит существенный вклад в создание мифа об инновациях на рынках капиталов. И потому инновации услуг очень часто «всего лишь» проявления палингенеза, имеющие значение для рынка, то есть череда возрождений в принципе хорошо известных инструментов и форм эмиссии, скомбинированных в соответствии со сложившейся на рынке ситуацией.
Необходимые факторы успеха инновации продукта располагаются в основном в 12 областях:
1. Потребность рынка, не только сиюминутная.
2. Понятность и простота для среднего инвестора.
3. Характеристика инструментария должна быть наглядной; риск для каждого, кто может его оценить, взять на себя, реализовать и ограничить.
4. Возможность стандартизации.
5. Эффект рычага, если он возможен.
6. Ликвидность, в том числе после внедрения.
7. «Удобоваримость» для логистики.
8. Выгода по затратам организатора, в том числе и в процессе управления.
9. Сокращение финансовых затрат.
10. Справедливые возможности получения прибыли для всех носителей риска.
11. Эффективная информация, надежные сведения о конъюнктуре рынка.
12. Вклад в увеличение эффективности распределения капитала и риска.
Проводимые мною в течение долгого времени наблюдения позволяют заключить, что инновация продукта, чтобы долго и успешно существовать, должна затрагивать большинство из 12 упомянутых факторов успеха. Многие финансовые нововведения в конечном итоге потерпели неудачу из-за недостатка ликвидности и наглядности.
Именно общеэкономические факторы успеха в конечном итоге важны для конкретной инновации. Если риск — различной ориентации и тенденции — не играл для инвестора и заемщика никакой роли, это ставит под вопрос экономическую значимость многих инноваций. Рынки и финансовые инновации постоянно зависят от различного стремления участников рынка к нововведениям. Общеэкономическое значение финансовых инноваций прежде всего проявляется в сфере ликвидности, при сокращении затрат, повышении эффективности информации, а также, в конечном итоге, при макроэкономическом повышении эффективности распределения капитала и риска.