Биржевые новости

30 мая 2017 г.  16:28

Минэкономразвития ориентируется на мягкий контроль и регулирование интернет-торговли

Минэкономразвития РФ ориентируется на мягкий контроль и регулирование в области интернет-торговли, заявил заместитель министра экономического развития Олег Фомичев журналистам в кулуарах конференции "Интернет-торговля в России. Новые возможности и направления" в Москве.

"С учетом двухзначных показателей роста объема интернет-торговли в России высказываются мнения, что никакого регулирования в этой области не требуется, - отметил О.Фомичев. - Однако организация мягкого контроля и регулирования необходима, поскольку, как показывает практика, если этого сделано не будет, то маятник может резко качнуться в обратную сторону - будет оперативно введено достаточно жесткое регулирование".

Поэтому, по словам О.Фомичева, заинтересованным участникам (Минпромторг, Минэкономразвития, игроки рынка) необходимо выявить проблемные точки и урегулировать их. При этом он отметил, что в настоящее время Минпромторг завершает подготовку проекта стратегии развития электронной торговли. "Предполагается, что это будет рамочный документ, определяющий основные понятия и принципы интернет-торговли, определяющий направления работы по развитию этого сегмента", - сказал О.Фомичев.

Первоочередной задачей по развитию интернет-торговли в России О.Фомичев назвал выравнивание условий работы российских и зарубежных игроков. Речь идет о том, что зарубежные интернет-магазины не платят НДС, таможенные сборы, тогда как в цену продукции российских товаров НДС уже заложен. То есть, в плане цены, при прочих равных, зарубежные интернет-магазины имеют ценовое преимущество в размере 18%. По утверждению исполнительного директора Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артема Соколова, это ценовое преимущество (только за счет отсутствия сборов, пошлин и т.п. у зарубежных продавцов - ИФ) может достигать 30%.

По оценке О.Фомичева, выравнивание условий для российских и зарубежных интернет-продавцов будет стимулировать развитие интернет-торговли в РФ, что, в свою очередь, будет способствовать развитию производства в России. "Оно касается прежде всего производства в сегменте малого и среднего предпринимательства (МСП), - подчеркну О.Фомичев. - В этой части (развитие производства в сегменте МСП) преимущества, предоставляемый интернет-торговлей, нами не используются. Пока у нас она (интернет-торговля товарами и услугами российских компаний) заперта на уровне своих домашних регионов).

Минэкономразвития считает, что решению названных задач и проблем может помочь появление российских компаний-чемпионов в области интернет-торговли. "Это должны быть не агрегаторы или интернет-магазины, а универсальные платформы, которые помимо собственно торговой площадки должны предоставлять различные сопутствующие сервисы. В том числе платежные, организационные, юридически и т.п.

Предполагается, что компании-чемпионы смогут успешно конкурировать с глобальными игроками сначала на российском, затем на соседних, а затем и на глобальных рынках.

По словам А.Соколова, все это насущные проблемы для отрасли - интернет-торговля растет двузначными цифрами (на 21% в 2016 году, до 920 млрд рублей), но преимущественно не за счет продаж на российских интернет-площадках.

"На российских площадках рост продаж АКИТ оценивает в 5-6%, основной же рост объема продаж на российском рынке интернет-торговли обеспечивают зарубежные продавцы (на 37% в 2016 году, до 301 млрд рублей), - сказал А.Соколов. - По нашим прогнозам, в 2017 году эта тенденция сохранится и рост трансграничной торговли сохранится на уровне более 30%, до приблизительно 420 млрд рублей".

Как сообщалось, в марте Минпромторг рассмотрел и в целом одобрил проект "Стратегии развития электронной торговли в России на 2017-2018 гг. и на период до 2025 г.", подготовленный АКИТ. При этом стороны не смогли согласовать позиции по вопросам о товарных агрегаторах и регулирования трансграничной торговли.

"Было решено дополнительно подчеркнуть, что снижение административных барьеров и дерегулирование - основной механизм развития этого сегмента, а основная задача государства - обеспечить возможности всестороннего развития бизнеса при обеспечении прав потребителей, - говорил в марте "Интерфаксу" статс-секретарь - заместителя министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. - Принято решение доработать проект стратегии и после его итогового обсуждения участниками рынка - членами проектной групп, вынести проект на широкое общественное обсуждение".

Сама стратегия подразумевает снятие запретов на дистанционную продажу некоторых товаров, снижение стоимости эквайринга и развитие системы безналичных оплат, совершенствование логистики в сегментах В2В и В2С. Кроме того, предполагается упрощение экспортных процедур, разрешение вопросов, связанных с НДС и регулированием трансграничной торговли.

Минпромторг в августе прошлого года сообщал, что стратегия развития интернет-торговли в РФ до 2020 года будет разработана либо как самостоятельный документ, либо как часть стратегии развития торговли в РФ. Развитие онлайн-торговли предполагалось за счет логистической поддержки, упрощения приема, возвратов и повышения доверия при платежах, а также с помощью создания равных конкурентных условий для российских и зарубежных интернет-компаний.


Статьи, публикации, интервью...