Биржевые новости

5 февраля 2018 г.  12:29

В Минфине пояснили, почему в РФ сложно модернизировать налоги, влияющие на доходы регионов

Федеративное устройство государства осложняет принятие решений, модернизирующих налоги, которые оказывают влияние на доходы регионов, полагает замминистра финансов РФ Илья Трунин.

"У нас федеративное государство, и из этого следует, что в дополнение к полномочиям расходным (...) у субъекта РФ должны быть еще и налоговые полномочия, не просто закрепленные источники доходов, а и полномочия по установлению соответствующих налогов, их регулированию, предоставлению льгот. Это накладывает очень серьезные ограничения, в том числе, и на налоговую политику как таковую, на основные инструменты налоговой политики", - сказал он, выступая на налоговом форуме в рамках Недели российского бизнеса РСПП.

"Например, хороший институт КГН (консолидированная группа налогоплательщиков - прим. ИФ)? Да, прогрессивный, правильный инструмент консолидации в налоговых целях, который используется во многих странах мира. Хорошо ли использовать контроль за трансфертным ценообразованием для контроля операций внутри страны? Отвратительно. Не нужно этого делать, и большинство стран мира этого не делает, потому что это бессмысленно. Но мы заморозили одно и активно применяем второе. Не потому что мы не знаем, что так не надо делать, а потому что устройство федеративного государства накладывает на нас ограничения, которые мы таким образом пытаемся преодолеть", - отметил замминистра.

В качестве еще одного примера он привел налог на движимое имущество.

"Хороший ли инструмент - налогообложение движимого имущества? Нет, не очень. Более того, большинство стран с развитой налоговой системой в отношении общих налогов на недвижимость не включает в объект налог на движимое имущество. Мы с 2013 года осознанно пытаемся его отменить разными способами, у нас это не получается, потому что есть федеративное устройство государства, необходимо предоставить определенный уровень доходов субъектам РФ, это не просто наше пожелание, это соответствует Конституции, поэтому многие решения (принять сложно", - сказал И.Трунин.

В то же время он отметил, что Минфин не отказывается от идеи отменить этот налог или минимизировать его.

"Как бы вы не говорили, что мы ввели налог на движимое имущество с этого года, на самом деле, мы его снизили. Еще в 2016 году было принято решение, что полномочия полностью переходят на уровень субъектов РФ по применению льготы в отношении движимого имущества, и лишь в 2017 году было принято решение, что ставка предельная будет снижена с 2,2% до 1,1%. Это уже достаточно серьезное вторжение в полномочия субъектов РФ. Если бы мы при принятии решения о налогообложении движимого имущества в 2012 году не приняли бы решение о поэтапной отмене налоговых льгот в отношении линейных объектов, нам и этого решения принять бы не удалось", - сказал также он.

В конце 2017 года были приняты поправки в Налоговый кодекс, которые возвращают регионам право самостоятельно устанавливать ставку налога на движимое имущество, ограничив ее величиной 1,1%. До этого организации освобождены от уплаты налога на движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, принятым на федеральном уровне решением. В НК была норма о возвращении регионам права устанавливать налог на движимое имущество с 2018 года, однако правительство подготовило законопроект, предусматривающий продление срока передачи с 2018 на 2019 год.

Данная ситуация возмутила регионы. В частности, в начале октября на парламентских слушаниях в Совете Федерации сенаторы попросили отказаться от этого продления, аргументируя это потерями для региональных бюджетов. "Была сделана льгота на уплату налога на движимое имущество на два года. Сроки этой льготы истекли, и сейчас мы знаем, что правительство вновь вносит вместе с бюджетом предложение о продлении этой льготы, не спросив мнение субъектов Федерации", - сказала, в частности, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она отметила, что "не надо федеральному бюджету все регулировать за субъекты Федерации в федеративном государстве". Спикер обратилась к присутствующим руководителям регионов с просьбой внимательно изучить проект закона с предложением о пролонгации льготы. "Я думаю, что регионы не заинтересованы в том, чтобы сохранить эту льготу на движимое имущество, потому что это огромные выпадающие доходы. Посмотрите внимательно и дайте свои заключения", - отметила спикер верхней палаты парламента.

В свою очередь министр финансов РФ Антон Силуанов отметил, что существует и позиция бизнеса: "Бизнес говорит, у нас всегда была эта льгота, а начиная с 2018 года, по сути дела, серьезный налог. Поэтому бизнес говорит, давайте применять (налоговую льготу - прим. ИФ) с точки зрения стимулирования обновления производственных фондов. Я думаю, что здесь действительно нужно найти взаимоустраивающее и бизнес, и субъекты РФ решение".

В итоге министр финансов и сенаторы договорились найти компромиссные варианты решения этого вопроса.

В результате появились поправки, которыми дата возвращения регионам права самим решать, освобождать ли предприятия от налога на движимое имущество, осталась прежней - 1 января 2018 года, однако появилось уточнение, что если решение об освобождении регионом не принимается, то установить ставку в 2018 году он может на уровне не более 1,1%.


Статьи, публикации, интервью...