Биржевые новости

22 марта 2018 г.  10:43

Из Арктики вытесняют иностранные суда - газета

Минпромторг РФ подготовил законопроект по запрету использования иностранных судов на Севморпути для перевозок нефти, газа и угля, добытых в российской Арктике, документ в основном согласован и может поступить в правительство в ближайшее время, пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на источники.

Ведомство предлагает для перевозок и хранения в акватории СМП нефти, нефтепродуктов, сжиженного газа и угля, добытых в российской Арктике, а также ледокольной и лоцманской проводки, каботажа и морских ресурсных исследований на шельфе ввести с 2019 года требование применять только суда российского производства.

В случае перевозок требование распространяется на транспортировку до первого пункта выгрузки или перегрузки за пределами СМП. По словам собеседника газеты, требования будут распространяться также на фрахт и аренду. Исключения возможны: если стоимость техники превышает 1 млрд руб., вопрос будет решать подкомиссия по импортозамещению во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным. По данным издания, на одном из совещаний у президента Владимира Путина глава "Роснефти" Игорь Сечин предлагал увеличить лимит стоимости до 10 млрд руб., но это не поддержали.

В Минпромторге изданию сообщили, что законопроект поддержали Минтранс и Минэнерго. В Минтрансе уточнили, что направили в Минпромторг доработанную версию. В Минэнерго "приветствуют инициативу", но считают, что срок вступления закона в силу "должен определяться поэтапно с учетом возможностей российских верфей". Сейчас документ проходит оценку регулирующего воздействия (ОРВ), в Минэкономразвития сообщили, что она будет готова в ближайшее время. По словам собеседников издания, ОРВ, скорее всего, будет отрицательной, но "Дмитрий Рогозин сильно давит", и вероятность скорого рассмотрения проекта в правительстве высока.

Новое регулирование коснется прежде всего нефтегазовых компаний, работающих в Арктике, отмечает газета.

Нефть и газ по СМП пока перевозят только "НОВАТЭК" и "Газпром нефть", перевалочный терминал "ЛУКОЙЛа" "Варандей" расположен в Печорском море (формально не входит в СМП). "Роснефть" на арктическом шельфе только ведет геологоразведку. "Газпром нефть" сейчас возит нефть по СМП в рамках освоения Новопортовского месторождения танкерами-челноками на судно-накопитель в Мурманске и затем отгружает на экспорт. По словам собеседника "Коммерсанта" в компании, ее законопроект мало задевает, "есть проблема с одним танкером, которую можно решить". В "Роснефти", "ЛУКОЙЛе" и "Газпром нефти" отказались от комментариев.

Главные проблемы возникают у "НОВАТЭКа". Теоретически новое регулирование может серьезно повлиять даже на уже запущенный "Ямал СПГ", поскольку к началу 2019 года не все танкеры-газовозы для проекта будут сданы. Будущий проект "Арктик СПГ" на 19,8 млн тонн СПГ в год и предварительной стоимостью около $20 млрд поправки могут поставить на грань отмены, считает ряд собеседников газеты. По словам одного из них, в рамках переговоров между "НОВАТЭКом" и верфью "Звезда" газовой компании предложили построить СПГ-танкер на 80% дороже, чем в Южной Корее, "и это без гарантии качества и сдачи в срок". Источники издания называют "НОВАТЭК" единственным оппонентом нововведений.

В самом "НОВАТЭКе" признают, что "развитие судостроительной отрасли России требует поддержки". Но, подчеркивают в компании, на этот счет уже выпущены постановления и распоряжения, даны поручения, которые выполняет "НОВАТЭК". Предлагаемые поправки, говорят в компании, фактически остановят действующие арктические проекты и сделают невозможной реализацию новых.

Глава ОСК Алексей Рахманов заявил "Коммерсанту", что госкорпорация всегда поддерживала идею подобного законопроекта: "Если будет больше судов под российским флагом, больше судов построено в РФ, это автоматически означает больше заказов, в том числе на ОСК".


Статьи, публикации, интервью...