Биржевые новости

24 мая 2018 г.  12:51

Немецкие компании занялись реформированием своего бизнеса в РФ

До недавних пор многие немецкие компании считали российский рынок чрезвычайно перспективным. Однако для инвесторов, сделавших ставку на продолжение покупательского бума в России - ритейлеров и производителей потребительских товаров - эти времена прошли. Нынешней весной сразу несколько известных компаний из Германии из-за ухудшения финансовых показателей в РФ активно занялись реформированием своего бизнеса. Диапазон выбранных стратегий весьма широк: от ухода с рынка до возвращения к истокам, сообщает "Немецкая волна".

Media Markt

Полностью уйти (после 12 лет работы в России) собирается Media Markt - европейский лидер среди магазинов бытовой электроники и техники, представленный в 14 странах. Акционерное общество Ceconomy, владеющее этим брендом, ведет переговоры о продаже своей сети в РФ российскому конкуренту "М.Видео". Немецкий концерн больше не намерен заниматься в России розничной торговлей, но хотел бы получить долю в "М.Видео" и стать ее миноритарным акционером. Иными словами, превратиться из прямого инвестора в финансового.

Otto Group

Частично уходит из России немецкий гигант дистанционной торговли Otto Group. В апреле концерн объявил, что нынешним летом закроет два своих российских онлайн-магазина: otto.ru, вышедший на рынок РФ в 2006 году, и приобретенный в 2009 году quelle.ru. Соответственно, прекратится и посылочная торговля по легендарным еще с советских времен одноименным каталогам.

Решение о ликвидации части бизнеса Otto Group объясняет изменением своей глобальной стратегии и стремлением сосредоточиться на родном немецком рынке. Немалую роль сыграли, безусловно, растущая конкуренция в российском онлайн-ритейле и отмирание, по мере развития интернета, модели классического посылторга на основе каталогов. Однако опрошенные "Немецкой волной" эксперты убеждены, что закрытие двух интернет-магазинов в немалой степени связано и со слабостью обвалившегося еще в 2014 году рубля. Из-за этого выросли цены на доставляемые из Германии товары и ухудшились финансовые показатели в России после их пересчета в евро.

От девальвации рубля пострадал и флагманский проект Otto Group в России bonprix.ru, о чем в прошлом году подробно рассказала DW его руководительница. Однако последовательная ставка на покупателей со средним и невысоким уровнями доходов оправдала себя. Во всяком случае, от этого интернет-магазина и его каталога, а также от бренда Witt, немецкий концерн пока отказываться в России не собирается.

Adidas

Не уходить, но существенно сократить свое присутствие на российском рынке и зависимость от него - такую стратегию избрал производитель спортивной одежды и инвентаря Adidas. И произошло это еще в 2014 году, когда компания под впечатлением обвала рубля и снижения покупательной способности россиян радикально пересмотрела свои очень оптимистические ожидания в отношении рынка РФ.

Ведь в начале этого десятилетия Adidas провозгласила Россию/СНГ одним из трех стратегических регионов для своего бизнеса после Северной Америки и Китая. Число фирменных магазинов, перевалившее к тому времени за 800, планировалось в сжатые сроки довести до 1200. И действительно, в какой-то момент фактически один только российский рынок обеспечивал 10% глобальной выручки немецкого концерна.

Теперь этот показатель снизился до всего лишь 3%. Реагируя на продолжающееся падение платежеспособного спроса в России/СНГ, компания летом прошлого года объявила о закрытии в регионе еще 160 фирменных магазинов. В результате их осталось теперь около 600.

Metro AG

А вот компания Metro AG не только не собирается закрывать свои магазины Metro Cash & Carry (их 89 в 50 регионах РФ и 1 в Крыму), но даже, наоборот, не исключает открытия новых, сообщила пресс-служба компании "Немецкой волне". И это в ситуации, когда ухудшение финансовых показателей в России в последние год-полтора значительно ускорилось. Однако для Metro AG российский рынок слишком важен, в него вложено уже так много денег, что руководство фирмы просто не может позволить себе отступать, а потому решило "прорываться".

В середине мая компания представила обширный план реорганизации своего российского бизнеса. Суть плана - возвращение к истокам, к модели B2B. Теперь Metro AG возвращается к целенаправленному обслуживанию малого и среднего российского бизнеса.

В то же время пресс-служба признает, что нынешние проблемы компании в России частично связаны с "ухудшившимся положением малых и средних предприятий". Тем не менее в немецкой компании уверены, что "российский рынок, несмотря на нынешние вызовы, по-прежнему имеет большой потенциал для Metro".


Статьи, публикации, интервью...