Биржевые новости

15 августа 2018 г.  15:09

Эмитенты смотрят на результаты аукционов ОФЗ и ждут окна в сентябре для выхода на первичный рынок - Росбанк

На публичном долговом рынке с апреля периоды повышенной волатильности чередуются с недолгими периодами затишья. Обострение геополитической обстановки 8 августа привело к очередному росту доходностей облигаций. Сколько стоила российским заемщикам публикация нового пакета санкций в прессе и в какой момент эмитенты все-таки решатся вернуться на первичный рынок, "Интерфаксу" рассказала директор департамента рынков долгового капитала Росбанка Татьяна Амброжевич.

- Татьяна, как вы оцениваете настроения эмитентов и инвесторов?

- В настоящее время рынок находится в весьма неоднозначной ситуации. С одной стороны, у нас имеется довольно высокий потенциальный спрос со стороны финансового сектора - структурный профицит ликвидности остается на высоких уровнях (более 3,9 трлн рублей на 10 августа). С другой стороны, рынок остается под давлением из-за угрозы ввода новых санкций и ужесточения риторики Центрального банка. При этом последний фактор постепенно отходит на второй план - по итогам заседания ЦБ 27 июля риторика осталась неизмененной и практически не оказала серьезного влияния на котировки ОФЗ. Все участники рынка понимают, что существенных снижений в ближайшей перспективе не предвидится.

- Но стоимость заимствования постоянно растет?

- После 6 апреля ценовые уровни изменились - доходности корпоративных облигаций и ОФЗ выросли на 50 базисных пунктов. После 15 июня, когда ЦБ ужесточил риторику, мы увидели рост еще примерно на 50 б.п. - то есть стоимость заимствования с апреля выросла примерно на 1%. Если смотреть на результаты размещений "Газпрома", то в феврале бонды этой компании размещались по ставке 7,15%, а 24 июля ей пришлось занимать по 8,10% (63 б.п. премия к ОФЗ). А после 2 августа на фоне нового потока негативных внешнеполитических новостей ОФЗ выросли еще на 40-60 б.п. на разных участках кривой гособлигаций. Эмитенты сейчас приглядываются к рынку: текущая волатильная рыночная конъюнктура идеально подходит для сделок выкупа облигаций; в случае стабилизации рынка можно снова будет вернуться к первичным размещениям. Например, до открытия рынка для первичных сделок в июле нам удалось успешно закрыть сделку по выкупу облигаций для "Буровой компании "Евразия", было выкуплено порядка 66% от объема предложения. Это один из лучших результатов, даже если сравнивать с рынком еврооблигаций.

- Какой сигнал рынку дала сделка по размещению облигаций "Газпрома"?

- Эта сделка показала, что на сроке погашения 5-7 лет топовым заемщикам из корпоративного сектора придется предоставлять премию к ОФЗ 60-80 б.п. Но обязательно нужно отметить, что "Газпром" размещал выпуск большого объема - 40 млрд рублей. При объеме, скажем, 15 млрд рублей премия к ОФЗ могла быть ниже. При сроке размещения 3-5 лет премия составит порядка 50-60 б.п. в зависимости от объема. При этом стоимость заимствования для первого эшелона в целом с начала апреля до 2 августа выросла примерно на 100 б.п., и еще на 50 б.п. в течение периода 2-8 августа. В случае со вторым эшелоном необходимо прибавить минимум порядка 40-50 б.п. в зависимости от сектора.

- Эмитенты смирились с новыми ценовыми уровнями?

- Те, кто выходит на рынок, вынуждены их принять. Некоторые эмитенты до сих пор хотят ограничиться минимальной премией - 40-50 б.п. к ОФЗ и интересуются, можно ли выйти по таким уровням. На это мы вынуждены отвечать, что по таким уровням сейчас выйти нельзя.

- Но прицениваются многие?

- Pipeline сейчас очень большой, и это неудивительно. После 6 апреля рынок фактически закрылся, в июне мы увидели всего 2 размещения. После 15 июня продолжилась затянувшаяся пауза, рынок открылся, по сути, только в июле, и мы наблюдали успешные аукционы ОФЗ: эмитенты поняли, что снижения к апрельским уровням ждать не стоит и начали постепенно выходить. Но новая напряженность геополитической ситуации ослабила аппетит инвесторов к российским безрисковым активам (из предложенных 25 млрд рублей на аукционе 8 августа было размещено лишь 13,11 млрд рублей). Ряд сделок корпоративных заемщиков пришлось отложить. Большинство эмитентов перешли в режим мониторинга финансового рынка и ждут сентября и нового инвестиционного окна.

- Какую сделку с апреля можно считать самой индикативной?

- "Газпром" - для корпоративных эмитентов и "Фольксваген банк Рус" - для финансовых институтов.

- Сбор заявок на облигации "Фольксваген банк Рус" на 5 млрд закончился совсем недавно. Такие банки, связанные с автопроизводителями, стали активными заемщиками?

- Да, мы размещали, в частности, РН банк ("Рено-Ниссан-Мицубиси"), "Тойота Банк" и вели долгие переговоры с головными офисами этих компаний, чтобы последние смогли выйти на российский рынок. Такова их политика: "дочки", которые ведут бизнес в стране, должны получать рейтинг и привлекать средства на внутреннем рынке, а материнская структура предоставляет им поддержку в виде рейтингов и гарантии. Кроме того, в марте программу облигаций на 100 млрд рублей зарегистрировал "Мерседес-Бенц РУС", которому Fitch присвоил рейтинг на уровне А- - это первый прецедент российского корпората с рейтингом выше странового.

- У таких эмитентов нет планов секьюритизировать автокредиты?

- Они пока развивают свою историю обычного публичного долга. При этом НПФы, на мой взгляд, были бы заинтересованы в бумагах с таким обеспечением.

- Как оцениваете результаты Фольксвагена? Что продемонстрировала эта сделка?

- Однозначно оцениваем как очень успешную сделку, которая еще раз подтвердила интерес инвесторов к высокому кредитному качеству компании. Несмотря на крайне высокую волатильность рынка 8 августа из-за публикации в прессе текста нового пакета санкций против России и неполное размещение аукциона ОФЗ, компания смогла привлечь финансирование в объеме 5 млрд рублей на срок 3 года с переподпиской и закрыть полностью рыночную сделку со спредом к ОФЗ 100 б.п. Для сравнения: спред к ОФЗ по предыдущим сделкам компании составлял 110-130 б.п.

- Много ли размещений ждете до ближайшего заседания ЦБ?

- У нас есть pipeline, но запускать другие сделки мы будем, как только станет понятно, что рынок стабилизировался. Заемщики наблюдают за аукционами ОФЗ, и новые сделки могут появиться только ближе к сентябрю. Тогда и сезонный фактор деловой активности будет на порядок выше.

- Последнее время ЦБ говорит о необходимости определиться с понятием котировального списка "Московской биржи". На ваш взгляд, насколько значим для инвестора тот факт, что бумаги эмитента находятся в том или ином котировальном списке в принципе?

- В целом, инвесторы при принятии решения смотрят на кредитные рейтинги и требования законодательства. Котировальный список с точки зрения регулирования не всегда обязателен. У некоторых НПФ инвестиционной декларацией предусмотрено, что бумага должна входить в тот или иной котировальный список, но с точки зрения оценки кредитного качества на котировальный список участники рынка пока не опираются.

- Еще часто упоминают "зеленые" облигации. Это реальное направление для России или скорее словосочетание, которое модно произносить на тематических мероприятиях?

- На Западе эта тема активно развивается, но в России реализованных на практике проектов практически нет. Societe Generale, как организатор подобных сделок, занимает лидирующие позиции на международной арене, поэтому нам эта тема близка. Но в России для успешного движения в этом направлении нужны стандарты и, пожалуй, что еще важнее, желание создавать подобные экологические проекты.

Когда про это только начинали говорить, интереса у российских инвесторов к "зеленым" облигациям не было вообще. Тем не менее, в последнее время ситуация стала меняться в лучшую сторону - например, во время экспертной сессии, проведенной на площадке Национальной фондовой ассоциации, посвященной инфраструктурным облигациям, представитель одной из управляющих компаний заявил, что им это направление интересно. В итоге "Московская биржа" собирается создавать отдельную секцию "зеленых" облигаций и пока опрашивает на эту тему участников рынка.

- Какие грядущие законодательные изменения, на ваш взгляд, важны для участников рынка?

- Долгое время рассматривался законопроект упрощения процедуры эмиссии. ЦБ стремится привести процедуру подготовки проспекта к международной практике. С 2019 года планируется, что эмитентов обяжут обновлять проспект и утверждать его на совете директоров. Кроме того, обсуждается предоставление эмитентам возможности раскрывать не все существенные факты, а только те, которые они сами считают существенными, и что ежеквартальные отчеты эмитентов могут быть заменены на полугодовые.

Кроме того, могут появиться бессрочные бонды для корпоративных клиентов. Есть заинтересованные эмитенты, которые будут использовать такие облигации для своих инфраструктурных проектов. Не исключено, что этот продукт появится уже в следующем году, но он будет доступен не всем корпоративным клиентам, а только начиная с определенного уровня рейтинга.

Осенью этого года также вступит в действие закон, который позволит выпускать структурные ноты без защиты капитала или с частичной защитой капитала. Впрочем, чтобы закон заработал, нужны дополнительные нормативные акты. Многие банки, в том числе, и Росбанк, заинтересованы в развитии рынка подобных продуктов для клиентов. Особенность таких бумаг в том, что при определенных условиях выплаты могут быть выше, чем по фиксированному купону, но в то же время возможно и погашение по цене ниже 100% от номинала.


Статьи, публикации, интервью...