Генпрокуратура сможет получить информацию о зарубежных счетах чиновников от ЦБ РФ
Законопроект, который позволяет ЦБ выдавать Генпрокуратуре информацию, полученную у зарубежных регуляторов в сфере банковского и финансового рынка при проверках закона о запрете российским чиновникам иметь заграничные счета, поступил в Госдуму.
Документ внесен президентом РФ и размещен в электронной базе данных нижней палаты парламента.
Законопроект описывает схему взаимодействия ЦБ, Генпрокуратуры, иностранных регуляторов в сфере банковского надзора и финансового рынка в случае, если органы следствия или Генпрокуратура не смогли получить напрямую от иностранных регуляторов информацию о зарубежных счетах и операциях чиновников.
Согласно действующему законодательству, ЦБ может получить от иностранных регуляторов финансовую информацию (в том числе содержащую банковскую тайну), но не может выдавать ее третьим лицам. Закон о банках и банковской деятельности, статью 26 (банковская тайна) предлагается дополнить частью, согласно которой ЦБ сможет разглашать полученную у иностранных регуляторов информацию третьим лицам, если эти сведения запрашивались в целях контроля за соблюдением закона о запрете чиновникам иметь счета за рубежом.
Соответственно, в закон о ЦБ вносится норма, согласно которой Банк России при поступлении запроса от Генеральной прокуратуры РФ, который связан с проверкой закона о запрете чиновникам иметь счета за рубежом, обращается к иностранному регулятору с запросом о предоставлении соответствующей информации, в том числе содержащей сведения, составляющие банковскую тайну. После получения информации Банк России информирует Генпрокуратуру о результатах рассмотрения поступившего от нее запроса. "При этом Банк России обязан соблюдать требования к раскрытию информации и представлению документов, установленные законодательством иностранного государства и (или) международным договором РФ", - уточняется в проекте закона.
Порядок и условия взаимодействия Генпрокуратуры и ЦБ предлагается определять соглашением. "В развитие данных норм планируется подготовка межведомственных организационно-распорядительных документов. С учетом изложенного устанавливается 180-дневный срок вступления в силу данного федерального закона", - говорится в пояснительной записке к документу. В документах, поступивших в Госдуму, также приводится отзыв ЦБ, который не имеет замечаний к законопроекту.
В апреле 2013 года Госдума приняла в окончательном чтении пакет из трех законов, запрещающий чиновникам иметь счета и акции за рубежом. Запрет не распространяется на зарубежную недвижимость чиновников, однако устанавливается требование об обязательности ее декларирования и раскрытия финансовых источников приобретения.
Запрет касается лиц, которые по долгу службы принимают решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности РФ.
К их числу отнесены занимающие государственные должности РФ; первые заместители и заместители генпрокурора РФ; члены совета директоров Центробанка; лица, замещающие государственные должности субъектов РФ, а также те, кто находится на федеральной государственной службе, если их назначают и освобождают от должности президент РФ, правительство РФ или генпрокурор.
Под действие закона подпадают члены Федерального Собрания; лица, занимающие должности в государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных на основании федеральных законов. Запрет касается супругов и несовершеннолетних детей указанных лиц.
При проведении выборов в органы госвласти всех уровней кандидат обязан к моменту свой регистрации прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.
Закон предусматривает возможность проверки соблюдения запрета установленной категорией лиц, если для этого будет "достаточная информация". Такую проверку может инициировать и президент РФ.
"Достаточная информация" должна быть представлена в письменной форме, в том числе со стороны правоохранительных структур и руководящих органов политических партий. Кроме того, основанием для проверки может быть информация, поступившая в письменной форме от Общественной палаты и общероссийских СМИ.