Биржевые новости

19 мая 2019 г.  15:54

Российский средний класс меняет потребительские привычки

За последние 20 лет исследователи так и не договорились об общих критериях оценки среднего класса. В странах ОЭСР субъективная оценка вполне перекликается со статистикой: средними считают себя почти две трети домохозяйств, с точки зрения располагаемых доходов (75-200% медианного по стране) туда попадает 61% (в разных странах показатель колеблется от 50% до 70%).

С Россией же все гораздо туманнее, пишет "Коммерсант". Согласно прошлогоднему исследованию Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), для причисления к среднему классу москвичам необходимо зарабатывать 121,1 тыс. руб. (до вычета налогов), в остальных субъектах РФ - не менее 60 тыс. руб. Этой суммы должно хватить на платежи по ипотеке, автокредиту, расходы на текущее потребление, отпуск и сбережения, то есть набор основных статусных признаков среднего класса. Эту планку в регионах европейской части России способны преодолеть лишь 2-6% населения. Наибольшая концентрация среднего класса наблюдается в Москве (18%) и добывающих регионах (в ЯНАО - 43%). Впрочем, аналитики АКРА настроены достаточно оптимистично: невзирая на кризисы, доля российского среднего класса растет, хотя и географически неоднородно, что только усугубляет региональное неравенство.

При этом оптимизм самих граждан падает. Согласно "Потребительскому индексу Иванова" Sberbank CIB, с 2014 по 2018 год доля причисляющих себя к "середнякам" упала с 60% до 47%, доля оценивающих своих доходы ниже среднего выросла с 35% до 48%. По мнению аналитиков Сбербанка, средний класс подкосил кризис. Причем больнее всего кризис ударил по москвичам: их реальные доходы в 2017 году оказались на 21% меньше, чем в 2013-м, тогда как в среднем по РФ - на 11%.

В "Ромире" же отмечают, что потребление в России начало стагнировать еще до начала кризиса 2014 года - в середине 2013-го. С этого же момента россияне начали активнее экономить, применяя различные модели.

В Центре анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ решили подойти к вопросу идентификации среднего класса комплексно, предложив классификацию по благосостоянию, социально-профессиональному статусу и самоидентификации. Первому критерию в 2017 году соответствовал 21% домохозяйств (причем с 2000 года показатель практически не изменился), второму - 29,4% (в 2000-м - 19,3%), третьему - 50,8% (в 2000-м - 41,8%). Респондентов, отвечающих всем трем критериям, оказалось всего 5,5%, двум из трех - 22,9%, вместе они составляют обобщенный средний класс (28,4%). Тех, кто лишь причисляет себя к среднему классу, но не соответствует первым двум критериям, оказалось 39,2% - это так называемая периферия.

Одной из отличительных особенностей среднего класса исследователи считают готовность платить за услуги, связанные с инвестициями в человеческий капитал (обучение детей и собственное, медицина), страхование, банковские услуги, а также досуг и отдых. Судя по цифрам, в детское образование средний класс вкладывается вдвое чаще, чем население в целом. На дошкольные занятия, кружки и секции тратятся 25% обобщенного среднего класса и 18,5% периферии. На обучение для взрослых - 9,3% среднего класса, 4,7% периферии (однако с 2000 года число первых выросло на 66%, а вторых - на 81%, из этого исследователи делают вывод, что "мотивом для включения в образовательный процесс являются не только материальные ресурсы, но и осознание необходимости развития человеческого капитала"). В области потребления медицинских услуг средний класс также опережает периферию (та оказалась ближе к домохозяйствам, не входящим в состав обобщенного среднего класса, особенно в том, что касается платных услуг в стационарах). В страховании - напротив, наблюдался активный прирост той и другой групп - в 2,7 раза с 2000 года для среднего класса, в 2 раза для периферии. В кризисные 2013-2015 годы средний класс снизил расходы на досуг и отдых, однако в 2017 году они вновь достигли докризисного уровня и даже обогнали его, отмечает "Коммерсант".


Статьи, публикации, интервью...