ФАС не выявила необоснованного роста цен на проезд в плацкарте
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России не выявила факторов необоснованного резкого роста тарифов на перевозку пассажиров в плацкартных вагонах на июнь-август 2019 года по отношению к маю 2019 года.
"Основания для антимонопольного реагирования отсутствуют", - говорится в сообщении службы.
В конце мая сообщалось, что ФАС в ответ на запрос Общероссийского объединения пассажиров о росте цен на проезд в плацкартных вагонах будет разбираться по каждому маршруту. О том, что билеты в плацкарт резко подорожали в летние месяцы, сообщала ранее газета "Известия". По информации издания, такие данные Общероссийское объединение пассажиров предоставило в ФАС. Объединение попросило антимонопольный орган проверить обоснованность роста цен на проезд в плацкарте.
При этом в четверг в ФАС отметили, что провели "анализ информации СМИ о росте цен на проезд пассажиров в плацкартных вагонах по 12-ти внутрироссийским направлениям на июнь-август 2019 года по отношению к маю 2019 года".
Как указывает служба, были проанализированы показатели деятельности ОАО "Федеральная пассажирская компания" (ОАО "ФПК", дочернее общество ОАО "РЖД") по следующим направлениям (туда и обратно): Москва - Адлер; Москва - Смоленск; Москва - Псков; Москва - Казань; Екатеринбург - Тюмень; Москва - Калининград; Новосибирск - Томск; Москва - Вологда; Москва - Ростов-на-Дону; Москва - Ижевск; Москва - Ярославль; Москва - Санкт-Петербург за период с
"Перевозки пассажиров по вышеуказанным направлениям осуществляются ОАО "ФПК" в условиях конкуренции, в том числе с другими видами транспорта. Всего по 12 направлениям курсируют 400 маршрутов поездов, включая проходящие, которые обеспечивают свыше 40% пассажирооборота ОАО "ФПК". На направлениях Москва - Адлер; Москва - Казань; Москва - Калининград; Москва - Ростов-на-Дону; Москва - Санкт-Петербург развита конкуренция с авиасообщением. На направлении Москва - Санкт-Петербург - конкуренция с поездами "Сапсан" (Дирекция скоростного сообщения РЖД). Для пассажиров также доступны автобусное сообщение и выбор между проездом в плацкартных и купейных вагонах", - говорится в сообщении ФАС.
При этом, по данным службы, за период с января по май 2019 года предложение провозных емкостей в целом по ФПК не уменьшилось к 2018 году (40,4 млрд место-километров) "при некритичном снижении в плацкартном сегменте (25,3 млрд место-километров, или -1%)"; по вышеуказанным направлениям наблюдается аналогичная тенденция. "Уровень провозных мощностей на июнь-август
В ФАС также указывают, что уровень спроса по вышеуказанным направлениям за период с января по май 2019 года на 3% опережает показатели предыдущего года. "На проезд в поездах, проходящих вышеуказанные направления, приобретено свыше 12 млн билетов, в том числе 8 млн билетов в плацкартные вагоны. Средний показатель использования вместимости (заполняемость мест) увеличился на +1% и составил 68%. Резкого роста спроса не зафиксировано", - подчеркивает ФАС.
Объем продаж на поездки в июне-августе 2019 года по состоянию на 1 июня
По данным ФАС, средняя доходная ставка (средний доход на 1 км пути с пассажира) по вышеуказанным маршрутам в плацкартном сегменте за январь-май
При этом применяемые тарифы на плацкарт не превышают предельно максимальный уровень, установленный приказом ФАС России от 21 сентября
"С целью повышения эффективности использования провозных емкостей ОАО "ФПК" вправе применять скидки к предельно максимальному уровню тарифов, устанавливаемому регулятором. Применение скидок компания осуществляет в рамках маркетинговых акций и утверждает их внутренними нормативными актами. В период с января по июнь 2019 года применялись скидки от 30% до 50% на места 34, 36 (последние места в "купейной" части плацкартного вагона) и верхние боковые места. Порядка 20% провозных емкостей в плацкартном сегменте предлагалось по сниженным ценам. За период январь-май 2019 года 193 тыс. билетов (14%) между конечными пунктами по вышеуказанным 12 направлениям были проданы со скидками до 50%. На поездки в плацкартных вагонах в отдельных поездах в июне 2019 года действуют скидки по акции. На поездки в июле-августе 2019 года в настоящее время скидки по акциям не установлены. Отсутствие информации о скидках на текущую дату не означает, что скидки не будут применяться в период июль-август 2019 года. Применение скидок обусловлено экономическими и социальными факторами и является правом компании-перевозчика, а не его обязанностью", - подчеркивает ФАС.
Как указывают в службе, порядка 78% билетов реализуется ФПК по прямым каналам (сайт РЖД и кассы) без наценок, 22% - через коммерческие кассы и интернет-агентства с учетом дополнительно взимаемых комиссионных/ агентских вознаграждений.
"Проанализировав эту информацию в сопоставимом виде, ФАС России не выявила факторов необоснованного резкого роста тарифов на перевозку пассажиров в плацкартных вагонах на июнь-август 2019 года по отношению к маю 2019 года. Основания для антимонопольного реагирования отсутствуют", - говорится в сообщении.
При этом "с целью корректного сопоставления тарифов в плацкартном сегменте" ФАС России рекомендовала ФПК "доработать информационные ресурсы в сети интернет и официальном мобильном приложении таким образом, чтобы повысить информированность пассажиров о предложениях билетов со скидками".
"В связи с увеличением глубины продаж билетов с 45 до 90 дней, отсутствие информации о скидках по заблаговременно приобретаемым билетам не должно вводить пассажиров в заблуждение при сопоставлении стоимости проезда со скидками и полной стоимости, в том числе до возможного объявления перевозчиком скидок по маркетинговым акциям по мере приближения даты перевозки", - заключили в службе.