Биржевые новости

13 июня 2019 г.  13:31

Сумма средств ФНБ свыше 7% ВВП в 2020 г. может составить 1,8 трлн руб., в 2021 г. - 4,2 трлн руб. - Минфин

Сумма средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) сверх планки в 7% ВВП, при достижении которой деньги ФНБ, согласно норме Бюджетного кодекса, можно инвестировать, в 2020 году составит порядка 1,8 трлн рублей, в 2021 году - 4,2 трлн рублей, подсчитал Минфин РФ.

Эта оценка содержится в пояснительной записке к проекту поправок правительства ко второму чтению законопроекта "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами РФ", сообщил "Интерфаксу" знакомый с документом источник.

О том, что ФНБ за счет дополнительных нефтегазовых доходов преодолеет 7%-ную планку в 2020 году, ранее говорил первый вице-премьер - министр финансов Антон Силуанов. Он отмечал, что в этом году необходимо определиться с направлениями инвестирования средств ФНБ.

"Мы сейчас глубоко так не готовили предложения по инвестированию сверх 7% ВВП. В этом году нужно будет подготовить этот инструментарий, чтобы в следующем году, если конъюнктура не изменится до конца года, не произойдёт никаких катаклизмов, мы могли задействовать этот инструмент для того, чтобы подстегнуть темпы экономического роста", - говорил Силуанов на ПМЭФ-2019.

Поправки в законопроект, подготовленные Минфином, предусматривают "создание правовых оснований для предоставления государственных экспортных кредитов за счет средств ФПБ после достижения ликвидной частью фонда (депозиты и остатки на счетах в Банке России) 7% ВВП", сказано в пояснительной записке.

"На протяжении последних 10 лет наблюдается устойчивый рост объемов бюджетных ассигнований, необходимых для обеспечения выполнения международных обязательств РФ в рамках государственных кредитов иностранным государствам, предоставленных в целях финансирования экспортных поставок российской продукции (прежде всего, на реализацию крупных энергетических проектов). По факту, источником фондирования бюджетного финансирования соответствующих экспортных поставок выступают государственные заимствования на рыночных условиях, возможности значительного наращивания которых в текущих условиях полностью отсутствуют", - отмечает Минфин, подчеркивая, что "возможности федерального бюджета по фондированию предоставления госкредитов являются весьма ограниченными".

"Предоставление государственных экспортных кредитов за счет средств ФНБ отвечает целям управления средствами ФНБ - обеспечению их сохранности и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе, что дает основания в настоящих условиях рассматривать средства ФНБ в качестве оправданного источника предоставления госкредитов. Преимуществами данного подхода видятся экспортная поддержка наиболее перспективных отраслей российской экономики, прежде всего энергетики, отсутствие необходимости принятия кредитных рисков российских юридических лиц, отсутствие корреляции сроков возврата осуществленных вложений с финансовым состоянием российских компаний-экспортеров", - сказано в пояснительной записке.

Реализация этого предложения, по мнению Минфина, позволит сохранить "стерилизационную" функцию ФНБ, а также "минимизировать значительно возросшие риски арестов/блокирования российских активов в иностранных юрисдикциях, прежде всего США и странах Западной Европы, и, как следствие, полной утраты российских вложений вследствие недружественных действий иностранных государств в отношении России".

Для соблюдения принципа безусловного возврата средств ФНБ Минфин предлагает разработать и утвердить актом правительства порядок финансирования экспортных поставок за счет средств ФНБ в рамках государственных экспортных кредитов с установлением требований к финансовым условиям займов и к иностранным государствам, имеющим право на их получение.

Зарубежные госкредиты на реализацию крупных проектов с российским участием (классический пример - строительство АЭС) - не единственный вариант инвестирования средств ФНБ сверх 7%-ной планки, рассказывал Силуанов. По его словам, есть две позиции. "Первая - если вкладывать, то вкладывать за рубеж, чтобы не было давления на курс и инфляцию, на ужесточение денежно-кредитной политики. Потому что траты ФНБ - это, по сути, ослабление бюджетного правила. Вторая позиция - нам нужны новые деньги, и если эти деньги государства приведут к тому, что частники вложат на рубль десять рублей частных денег, почему бы и нет. На такого рода проекты, которые генерируют дополнительный инвестиционный спрос у частного бизнеса, мне кажется, мы могли бы пойти при вложении средств ФНБ внутри России", - говорил глава Минфина на ПМЭФ.

При этом Силуанов подчеркнул, что "речи не идет о том, что все, что выше 7% ВВП, вбухаем в экономику - конечно, нет". "Сначала критерии, условия, понимание влияния этих вложений на общую ситуацию с денежно-кредитной политикой, тогда принятие решения", - пояснил он.


Статьи, публикации, интервью...