Законопроект об электронных трудовых книжках одобрен правительством, дополнительных денег не потребуется
Кабинет министров на заседании в четверг одобрил пакет законопроектов об электронном документообороте в сфере труда, сообщили журналистам в пресс-службе правительства РФ.
"Закон об электронных трудовых книжках" - это комплекс законодательных инициатив, который подразумевает переход на электронный трудовой документооборот. Нововведение коснется 60 млн россиян (почти каждого второго гражданина страны) и 8,5 млн хозяйствующих субъектов.
Во-первых, в одобренном кабинетом пакете содержатся поправки в Трудовой кодекс, которые позволят вести учет сведений о трудовой деятельности в электронном виде. С 1 января 2021 года работодатель получит право не заполнять обычные "бумажные" трудовые книжки, если об этом письменно не попросит работник. Эти изменения затронут порядка 60 млн работников в России и 8,4 млн хозяйствующих субъектов.
Во-вторых, речь идет о введении обязанности для работодателя отправлять сведения о трудовой деятельности в Пенсионный фонд (ПФР) в электронном виде. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица будет дополнен разделом "Сведения о трудовой деятельности", куда кадровые службы будут вносить информацию о приеме на работу, увольнениях, специальности, профессиях и квалификациях и др.
И в-третьих, это поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают ответственность для работодателя, который неоднократно нарушил требования новых поправок - не предоставил или предоставил неточные, неполные сведения о трудовой деятельности своих работников в электронную систему ПФР.
Эти документы прошли согласования с объединениями работодателей и профсоюзов в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), затем 1 июля положительное заключение дала правительственная комиссия по законопроектной деятельности.
Как рассказал на заседании правительства премьер Дмитрий Медведев, новый порядок обеспечит ряд преимуществ: во-первых, это сэкономит сотни миллионов рублей работодателям, которые работают с "бумажными" книжками, а во-вторых, поможет работнику быстрее восстановить трудовую в случае ее утраты.
Тем не менее, пока в законопроекте допускается ведение одновременно и электронной, и бумажной трудовой книжки - сохранить "обычную" книжку можно будет по заявлению работника.
Глава Минтруда Максим Топилин заявил, что переход на информацию о трудовой деятельности в электронном виде с параллельным отказом от "бумажных" трудовых книжек не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
"Эта система не потребует дополнительных расходов", - сказал Топилин журналистам в подмосковных Горках, отвечая на вопрос "Интерфакса".
Вместе с тем, Топилин отметил, что Минтруд готовит еще одну инициативу - об электронном документообороте в сфере труда. Этот законопроект подразумевает проведение эксперимента о переводе в "цифру" всего кадрового делопроизводства в России внутри предприятия.
Этот документ, по словам министра, пока проходит необходимые согласования - "есть разночтения, есть разногласия с рядом министерств и ведомств по отдельным вопросам".
"Я думаю, мы уже к сентябрю будем готовы выйти в правительство - если останутся разногласия, то - с какими-то разногласиями. Мы исходим из того, что с 2020 года нам нужно запускать и этот эксперимент", - сказал Топилин.
На этот готовящийся законопроект, в отличие от "электронных трудовых книжек", дополнительные деньги потребуются. "Там - потребуются деньги дополнительные. И здесь у нас как раз есть разночтения с министерством финансов. Будем в бюджетном процессе все это согласовывать", - сказал глава Минтруда.
Он отметил, что в его ведомстве исходят из наличия средств на это в рамках нацпроекта "Цифровая экономика". "Там просто нужно определенный кусочек средств направить на этот проект, Минкомсвязи нам эту тему согласовал", - добавил министр труда.