Биржевые новости

3 декабря 2019 г.  10:13

Законопроекты о совершенствовании механизма госконтроля и обязательных требованиях к бизнесу внесены в Госдуму

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о совершенствовании механизма государственного и муниципального контроля, сообщает в понедельник сайт кабинета министров.

Принятие законопроекта "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" "позволит создать системное процессуальное регулирование контрольно-надзорной деятельности, нацеленное на минимизацию административного давления на субъекты предпринимательской деятельности", говорится в сообщении.

В целях регулирования отношений, связанных с организацией и осуществлением государственного и муниципального контроля, законопроектом предусматривается закрепление прав и обязанностей всех ключевых участников контрольно-надзорной деятельности.

Законопроектом также устанавливаются процессуальные основы осуществления государственного и муниципального контроля, вводятся понятия контрольно-надзорного производства, определяется исчерпывающий перечень оснований и поводов открытия контрольно-надзорного производства, в рамках которого действия инспектора контрольно-надзорного органа и других участников контрольно-надзорной деятельности должны иметь процессуальное обоснование и совершаться в определённых законопроектом процессуальных формах. При этом контрольно-надзорные мероприятия могут проводиться только после открытия контрольно-надзорного производства.

Законопроект расширяет перечень видов контрольно-надзорных мероприятий и относит к ним проверку, выездное обследование, контрольную закупку, мониторинговую закупку, выборочный контроль, инспекционный визит, рейд.

Для каждого вида контрольно-надзорных мероприятий закрепляются допустимые действия контрольно-надзорного органа: содержание, длительность, глубина контроля, параметры периодичности и количество плановых мероприятий.

Законопроектом устанавливается процедура проведения контрольно-надзорных мероприятий, направленных на оценку соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, а также исполнение предписаний и иных решений контрольно-надзорных органов (должностных лиц) по результатам такой оценки.

Определяются основные понятия и порядок правового регулирования систем управления рисками при проведении государственного и муниципального контроля, использование которых позволит контрольно-надзорным органам сосредоточить усилия и ресурсы на проведении контрольно-надзорных мероприятий на объектах, нарушение обязательных требований на которых несёт наибольшую угрозу охраняемым законом интересам. При этом при отнесении объектов контроля к категориям риска контрольно-надзорные органы должны учитывать степень тяжести, масштаб и устранимость негативных последствий, которые могут наступить в результате несоблюдения организациями и гражданами обязательных требований, а также вероятность их наступления.

Законопроектом предусматривается обязательность проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), которые являются приоритетными по отношению к контрольно-надзорным мероприятиям. К числу профилактических мероприятий законопроектом отнесены: информирование, обобщение правоприменительной практики, выпуск руководств по соблюдению обязательных требований, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, выдача рекомендаций по соблюдению обязательных требований, осуществление консультирования, профилактическое сопровождение, самообследование, профилактический визит и иные мероприятия.

Законопроектом предусматривается использование информационных технологий при государственном и муниципальном контроле. В случае отсутствия в информационной системе сведений о контрольно-надзорном мероприятии либо отдельном контрольно-надзорном действии такие мероприятия (действия) не приобретают юридического значения, а инспектор не будет допускаться на объект.

Все сведения как о действиях контролёров, так и о соблюдении обязательных требований контролируемыми лицами должны быть доступны в информационных системах в режиме реального времени. Расширение инструментов взаимодействия контролируемых лиц и контрольно-надзорных органов через информационные ресурсы, создаваемые контрольно-надзорными органами в обязательном порядке, позволит уменьшить непосредственное взаимодействие контролируемых лиц и контрольно-надзорных органов, повысит оперативность обмена информацией.

Законопроект был одобрен на заседании правительства РФ 28 ноября 2019 года.

Также правительство внесло в Госдуму законопроект об обязательных требованиях к контрольно-надзорной деятельности в отношении бизнеса.

Проект федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" разработан Минэкономразвития России в рамках реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины".

"Законопроектом предлагается определить правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, оценка соблюдения которых проводится при осуществлении государственного и муниципального контроля, привлечения к ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз", - говорится в сообщении, опубликованном в понедельник.

В нем отмечается, что "принятие и реализация законопроекта будут способствовать снижению административного давления на субъекты предпринимательской деятельности".

В законопроекте содержится определение понятия обязательного требования, цели и основные принципы установления обязательных требований, полномочия по их установлению, порядок разработки и вступления в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, а также положения о возможности установления экспериментальных правовых режимов в сфере применения обязательных требований.

Законопроектом предусматривается, что при разработке проектов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, должно быть обеспечено их публичное обсуждение. В целях оценки возможности возникновения рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, а также определения оптимальных вариантов правового регулирования предполагается возможность установления экспериментальных правовых режимов, состоящих в полном или частичном отказе от применения обязательных требований или уменьшении объёма и характера обязанностей.

Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании правительства РФ 28 ноября 2019 года.


Статьи, публикации, интервью...