Биржевые новости

12 февраля 2020 г.  15:50

Аналитики ЦБ РФ: прямое влияние мер соцподдержки на рост номинальных располагаемых доходов населения составит в 2020 г. 0,55-0,65 п.п.

Аналитики ЦБ оценили влияние нового пакета социальных мер, предложенных президентом РФ Владимиром Путиным во время послания Федеральному собранию, на рост экономики и инфляции в этом году.

Примерный вклад в рост ВВП в 2020 году составит 0,20-0,25 процентного пункта (п.п.), в инфляцию на конец года - 0,1 п.п., говорится в бюллетене департамента исследований и прогнозирования Банка России "О чем говорят тренды".

В послании Федеральному собранию Путин предложил новый пакет мер, главные из которых - социальная поддержка семей с детьми, прежде всего с низкими доходами (пособия, материнский капитал), и компенсация регионам 2/3 выпадающих доходов по инвестиционному налоговому вычету. По оценкам Минфина, стоимость пакета мер в 2020 году составит 0,38 трлн рублей, или 0,34% ВВП.

По оценкам аналитиков ЦБ на основе фискальных мультипликаторов для экономической классификации расходов, вклад пакета мер в рост ВВП в этом году составит 0,20-0,25 п.п. При этом влияние на потребление будет более высоким (негативное влияние на величину фискальных мультипликаторов оказывает "утечка" средств через канал импорта). Вклад пакета мер в инфляцию на конец 2020 года они оценивают примерно в 0,1 п.п.

Прямое влияние на рост номинальных располагаемых доходов населения составит в 2020 году 0,55-0,65 п.п., на реальные располагаемые доходы - 0,45-0,55 п.п., говорится в бюллетене.

"В последующие годы стоимость нового пакета мер предположительно будет расти ускоренным темпом, поскольку часть мер начнет финансироваться с конца 2020 года и позже (например, доплата классным руководителям и обеспечение школьников младших классов горячим питанием с 1 сентября 2020 года). По оценкам Минфина России, расходы в 2021 году вырастут в 2 раза, до 0,78 трлн рублей, а за 2020-2024 годы объем расходов составит 4,13 трлн рублей. Это позволяет ожидать дополнительных макроэкономических эффектов от нового пакета мер в последующие годы", - отмечают аналитики ЦБ.

При этом фактические дополнительные макроэкономические эффекты, вероятно, окажутся заметно ниже, поскольку с высокой вероятностью речь пойдет не столько о расширении бюджетного дефицита, сколько о перераспределении средств, говорится в бюллетене. В 2020 году финансирование без корректировки бюджетного правила возможно либо за счет увеличения доходов (дальнейшее улучшение налогового администрирования), либо за счет перераспределения расходов.

"Так, предварительные данные Минфина России показывают, что только на уровне федерального бюджета ненефтегазовые доходы по итогам 2019 года на 0,13 трлн рублей превысили величину, заложенную в закон о бюджете. В 2021 и 2022 годах также добавляется возможность использовать условно утвержденные расходы: 0,5 и 1,1 трлн рублей соответственно. В любом случае это снижает представленные выше оценки, а итоговые значения будут в том числе зависеть от эффективности перераспределения средств", - отмечают аналитики Банка России.


Статьи, публикации, интервью...