Биржевые новости

28 марта 2020 г.  11:20

Отношения России и Саудовской Аравии в нефтянке были и остаются хорошими - замглавы Минэнерго РФ

Отношения России и Саудовской Аравии в нефтяной сфере были и остаются хорошими, сообщил заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин в интервью "РБК ТВ".

"С Саудовской Аравией у нас были разные точки зрения не относительно партнерства между странами или взаимодействия, а относительно того, как относиться к текущей рыночной ситуации, поэтому я бы отношения между странами вынес за скобки - они были хорошими и остаются хорошими (..) в той сфере, в которой мы работаем. Все каналы остаются открытыми и взаимоотношения продолжаются", - сказал он.

По его словам, Россия предлагала продлить соглашение ОПЕК+ еще на три месяца, чтобы можно было оценить ситуацию от коронавируса, "потому что мы видели, что ситуация тяжело прогнозируется".

"Но при этом было четкое понимание, что есть ограниченное количество попыток повлиять на ситуацию, повлиять на рынок. То есть сокращение добычи, не понимая последствий, вряд ли приведет к чему хорошему. Представьте себе, что, если мы бы (ОПЕК+) сократили добычу на 600 тыс. б/с в феврале, а через неделю пришлось бы либо снова собираться и резать добычу и говорить, что это были недостаточные меры, потому что вирус развивался достаточно стремительно, Китай уходил на карантин, снижение потребления перекрывало потенциальное сокращение. Представьте, что мы бы сократили на 1,5 млн б/с в марте. Сегодня ограничение по спросу, связанное с карантинами в Европе, США, Китае находится в районе 15-20 млн б/с. То есть, любые действия, которые были бы предприняты тогда, были бы "каплей в море", и эффект соглашения он минимален и в какой-то степени ничтожен", - подчеркнул Сорокин.

"Да, сейчас цена была бы на несколько долларов выше, но рынок живет ожиданиями, и рынок видит, что каждый день продлеваются карантины, но Китай начинает постепенно выходить. Но мы все прекрасно понимаем, что Китай живет за счет экспорта, и если Европа и США находятся в режиме пониженного потребления различных товаров - кроссовок, айфонов, то китайская промышленность точно также затоварится на каком-то этапе и будет вынуждена снижать активность. И рынок это видит. Сказать, на сколько снизится спрос, очень тяжело. Поэтому говорить о том, жалеем мы или нет (о разрыве сделки ОПЕК+), неправильно. Мы все находимся в условиях пандемии", - сказал замминистра энергетики РФ.

По его словам, за последние три недели "мировая экономика и рынки осознали, что коронавирус - это серьезно". "Раньше были только обсуждения, но рынок видит только, когда уже понятны цифры. И в нефтяной сфере - от 15 до 20 млн б/с сокращения спроса в моменте. Как только начнутся сниматься карантинные ограничения, мы увидим достаточно существенное восстановление", - считает Сорокин.

По его словам, на примере Китая, на АЗС произошло восстановление спроса до 85-90% за неделю от уровней начала января. В случае с авиасообщением, заметил Сорокин, восстановление будет гораздо дольше, потому что при снятии карантина есть риск, что вирус будет занесен из другой страны. Авиаперевозки - это 7-9 млн б/с мирового потребления нефти, автомобильный транспорт - больше половины.

"Все люди, которые участвовали в переговорах, - это профессионалы высшего уровня. Да, наши партнеры из Саудовской Аравии заняли очень принципиальную позицию - углубить сокращения на 1,5 млн б/с (..) или никак. Позиция, которую предлагало Минэнерго РФ, которая была общей позицией, согласованной правительством и с компаниями, была разумнее, потому что она бы не помогла восстановить цены - мы это прекрасно понимали. Не было расчета, что цена после продления ограничений вырастет - она бы упала. Но по крайней мере, это позволило бы избежать шока для рынка от заявлений о дополнительном предложении, потому что у нас достаточно большой шок от коронавируса и весь эффект на цену - из-за этой пандемии", - сказал Сорокин.

"Но мы бы смогли избежать дополнительного негатива хотя бы на несколько дней, который был вызван заявлениями стран ОПЕК о том, что они наращивают добычу. Прогноз по падению цены в случае выхода из соглашения был $30 за баррель. Она сейчас ниже из-за коронавируса, но объективно (..) прогнозировать до доллара невозможно", - сказал замглавы Минэнерго РФ.

Сорокин сказал также, что у России не было задачи разрушить сланцевую отрасль США, "потому что сланцевая отрасль является равноправным участником рынка".

"Есть различные модели поведения остальных участников", - сказал он, приведя в пример ОПЕК, который регулировал объемы добычи, получая максимальную выгоду в зависимости от пропорции цены и объемов.

"По мере появления новых игроков на рынке, которые не являются членами ОПЕК - в первую очередь США со сланцевой добычей и достаточно коротким циклом реагирования, и Россия, которая нарастила добычу, естественно, влияние альянса ОПЕК+ и возможность регулировать рынок, упала. Плюс, определенные экономические проблемы в ряде стран ОПЕК, которые вынудили их либо максимизировать добычу, из-за чего упала дисциплина, либо которые вошли в стадии падения из-за санкций, истощения месторождений, эффективность ОПЕК на мировом рынке упала", - заметил Соррокин.

"Дальше появился ОПЕК+, который стабилизировал рынки в 2014-2015 году, без него цена была бы $40 за баррель до момента падения добычи где-то. То есть, все бы имели гораздо меньше стабильности, потом был бы резкий рост цены из-за провала в добыче, а это плохо, потому что бьет по потребителям, от которых мы тоже зависим. Поэтому была выбрана модель поддержания стабильного уровня", - добавил он.

США, отметил чиновник, за это время очень сильно нарастили добычу - цена в $60-70 за баррель позволяет им легко получать деньги и наращивать добычу. По мнению Сорокина, это рано или поздно это привело бы к росту добычи в США уже на глубоководных проектах, которые имеют длинный цикл инвестирования - "если они запустились, их уже не сдуть".

"И через 1-1,5 года мы были вынуждены были бы опять и опять снижать цену, и каждый шаг соглашения ОПЕК+ становился бы менее эффективным. ОПЕК - это очень хорошая платформа для всех стран, чтобы общаться и координироваться. Диалог нужен, площадка нужна", - подчеркнул замминистра.

"Сланцевая добыча США была сформирована в нерыночных условиях - цена в $60 была выше справедливой для рынка, поэтому она продолжала подпитывать нерыночный рост других проектов. Поэтому постепенное скоординированное наращивание добычи странами ОПЕК+ привело бы к небольшому снижению цены, но это позволило бы сбалансировать рынок. Это не война против кого-то. Это не удар по какому-то конкретному игроку, это возврат в рынок, чтобы рынок мог сам сбалансироваться", - заметил он.

"Мы, в диапазоне выше $20 за баррель - наши компании могут функционировать. Просто цена в $20 за баррель долго не держится, потому что начинается падение в других местах. Мегарегулятор - это все равно рыночная сфера. Поэтому все равно должна быть платформа, типа расширенного ОПЕК+, где все эти страны могли бы собираться вместе, дискутировать и понимать, как не рушить рынок, который является кровеносной системой мировой экономики. ОПЕК+, очевидно, что тоже не может сам по себе регулировать добычу, рынок, поэтому для любых дальнейших совместных действий нужно больше участников", - резюмировал Сорокин.


Статьи, публикации, интервью...