Биржевые новости

22 мая 2020 г.  16:38

Эксперты опасаются о негативных последствий принятия закона об уголовной ответственности за оборот криптоактивов

Принятие Госдумой законопроектов об ответственности за нарушение правил использования цифровых финансовых активов и цифровой валюты может иметь негативные последствия, предупреждают эксперты и участники крипторынка.

Накануне стало известно о разработке депутатами законопроектов, которые вводят административную и уголовную ответственность за незаконный оборот цифровых активов. Согласно законопроектам, для физлиц будет введен административный штраф в размере от 50 до 500 тыс. рублей, для юрлиц - от 200 тыс. до 2 млн рублей. Предлагается запретить сделки с иностранными цифровыми валютами и правами, а также их выпуск с использованием технических средств, размещенных на территории страны. Уголовно наказуемы будут те же операции, если они нанесут крупный или особо крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо позволят извлечь крупный или особо крупный доход.

Сопредседатель координационного совета РСПП по вопросам цифровизации, президент "Норильского никеля" Владимир Потанин считает преждевременным подобные правовые нормы до принятия закона о цифровых финансовых активах (ЦФА). Этот закон должен задать правила обращения криптоактивов, разрабатывается с 2017 года и готовится сейчас ко второму чтению. "Без такого закона вся эта сфера существует в "серой зоне", и вводить в этих условиях уголовную ответственность - неправильно с точки зрения инвестиционного климата. Давайте сначала примем закон, а потом за его нарушение будем строго наказывать. Но даже при этом уголовная ответственность, как мне кажется, перебор", - сказал "Интерфаксу" Потанин.

Речь идет не просто об ответственности за незаконный оборот цифровых активов, а о фактическом запрете криптовалюты и железном занавесе между глобальным рынком и российским бизнесом, готовым к использованию цифровых инструментов, считает президент Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна (РАКИБ) Юрий Припачкин.

По его мнению, последствием принятия этого закона станет исключение России из мирового разделения труда, потеря тысяч рабочих мест и миллиардов рублей, уход цифровых проектов в серую зону, отток инвесторов и специалистов в другие юрисдикции, в том числе в Белоруссию, Казахстан и Украину, где законодательство более лояльно. "Экономика и так захлебывается от отсутствия денег, и надо бы думать о мерах стимулирования, а не о новых, абсолютно вредительских запретах", - сказал Припачкин.

На данный момент законодательное регулирование цифровой сферы крайне непоследовательно, отмечает он. В законопроекте о ЦФА разрешен закрытый блокчейн и токены, но размещение токенов среди инвесторов сейчас хотят запретить, отрезав возникающий рынок от мирового, а составление смарт-контракта станет уголовно наказуемым действием. Биткойны, с одной стороны, признаются имуществом и их можно получить по наследству, но, с другой, вводится запрет на их обмен и использование.

Чтобы снять опасения о незаконном обороте, РАКИБ предлагает привязать крипто-кошельки к ИНН, что позволит ФНС отслеживать любую операцию в открытом блокчейне.

Принятие законопроекта поставит под удар уже существующие примеры использования потенциала новых финансовых инструментов, предупреждает Припачкин. Например, "РусАл" майнит криптовалюту на законсервированных алюминиевых заводах в Карелии, задействуя подведенную к ним электроэнергию, чем обеспечивает рабочие места и генерирует выручку. "Теперь это станет мошенничеством в особо крупном размере", - отметил Припачкин.

Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев считает этот законопроект деструктивным с точки зрения внедрения цифровых технологий и средств, "включая искусственный интеллект, на который делает ставку президент России".

"В основе таких законопроектов - непонимание сути цифровых инноваций. Есть разница между национальной валютой и цифровыми, оборот которых никоим образом не вредит государству, а наоборот, ускоряет связи между хозяйствующими субъектами. Если цифровые активы приравнены к имуществу [в законопроекте о ЦФА], то на каком основании вводится запрет на обмен и оборот этого имущества? Это все равно, что препятствовать обмену и продаже квартир и автомобилей. В нашей истории уже были запреты на оборот долларов. И к чему это привело?", - отметил Мариничев.

Под действие этого законопроекта может подпадать даже виртуальная валюта в компьютерных играх, за которую можно приобрести какие-то игровые ценности, обращает внимание интернет-омбудсмен.

"Депутаты высказывают крайне противоречивую позицию. Три года назад они были склонны все легализовать, сейчас - все запретить, год назад позиция была довольно нейтральная. И ни разу ни одна из этих точек зрения не аргументировалась", - добавил Мариничев.


Статьи, публикации, интервью...