Биржевые новости

23 сентября 2020 г.  12:40

Бизнесу напомнили об особенности ситуации - пандемия вынудила пойти на налоговые изменения

Решение повысить НДПИ для компаний металлургической и химической промышленности, которое крупный бизнес подверг резкой критике как нарушение "пакта" о неухудшении налоговых условий, не стоит такого бурного обсуждения в условиях пандемии: бюджету приходится изыскивать дополнительно триллионы рублей, на этом фоне цена вопроса в 50-60 млрд руб. незначительна, полагает первый вице-премьер Андрей Белоусов.

Во вторник вечером он провел встречу с членами бюро правления РСПП, где обсуждались одобренные в ускоренном темпе налоговые инициативы Минфина.

"Я был вынужден, к сожалению, напомнить нашему бизнесу, что сейчас особая ситуация. Когда они напоминали про неизменность налоговых условий, я им сказал, что особая ситуация. Что мы столкнулись с беспрецедентным за последнее десятилетие, начиная с 2009 года, кризисом, и что федеральный бюджет потратил в этом году около 4 триллионов рублей (на антикризисные меры). Взяв их не у бизнеса, а заняв их на рыночных условиях у банков. Три триллиона рублей дополнительных денег! А вы тут из-за пятидесяти, из-за шестидесяти миллиардов устраиваете какую-то помойку", - сказал Белоусов журналистам, отвечая на вопрос об итогах вчерашней встречи.

"Мне кажется, услышали", - добавил он.

Первый вице-премьер подтвердил основные договоренности по итогам встречи, о которых во вторник говорили источники "Интерфакса": увеличенный НДПИ не коснется новых проектов, кроме того, будет проработана дифференциация налога при условии, что суммарные поступления в бюджет (на 2021 г запланировано 56 млрд рублей, в следующие два года примерно столько же) не изменятся.

"Конструктивно договорились о следующем: мы выведем из-под этого решения новые проекты. Соответствующая поправка должна быть внесена в Налоговый кодекс. То есть новые проекты не должны пострадать из-за введения этого налога. Никаких выпадающих доходов для бюджета это не принесет, потому что налоги эти будут где-то в 2023, 2024, 2025 году, а 2021 и 2022 годы это никак не затронет. Это первое. И второе - мы создадим рабочую группу, в которую войдут коллеги из Минфина, Минэкономразвития, Минпрома и с другой стороны - представители от бизнеса, которые проработают условия дифференциации", - сообщил Белоусов.

При сохранении общего уровня собираемости этого налога (будет обсуждаться) дифференциация по разным отраслям и, самое главное, условиям добычи - для того, чтобы не делать перекосы в условиях добычи низкомаржинальных видов сырья с небольшим содержанием полезных ископаемых. Там были примеры, я признаю, что немножко слишком прямолинейно все сделали. Это все отработаем, я думаю, в течение нескольких месяцев, и внесем все изменения", - добавил первый вице-премьер.

"Будет рабочая группа создана, будем работать", - заключил он, напомнив, что он сам старается примерно раз в две недели встречаться с бизнесом по различным вопросам.

Пандемия вынудила пойти на налоговые изменения

Пандемия вынудила правительство пойти на налоговые изменения в нефтяной отрасли, но надеемся, что это краткосрочные, пожарные меры, и после 2021-2022 гг. можно будет вернуться к преференциям, заявил вице-премьер РФ Юрий Борисов в ходе Тюменского нефтегазового форума.

Он отметил, что "Роснефть" и "Газпром" в меньшей степени пострадают от налоговых изменений, в большей степени - "Газпром нефть", "Татнефть", "ЛУКОЙЛ".

"Нельзя не признать, что стабильность налогового законодательства - это залог для гарантированных инвестиций, и в первую очередь, в нефтедобычу и в нефтехимию, и то, что правительство вынужденно пошло на изменения уже принятых правил игры, имеется ввиду изменение НДД и НДПИ, правда, не по широкому спектру всех способов и средств сбора - в основном пострадали определенные компании. Скажем, "Роснефть" и "Газпром" пострадали в меньшей степени, а что касается "Газпром нефти", "Татнефти", "ЛУКОЙЛа" - то в большей степени, потому что это коснулось отказа от преференций, связанных с добычей тяжелой нефти в первую очередь, и ряда других обстоятельств, которые по всей видимости, вынуждены мы были рассматривать", - сказал вице-премьер РФ.

"Практика - она критерий истины. Балансировка нашего бюджета, когда мы были вынуждены в этом году с учетом пандемии нести дополнительные расходы примерно в объеме 4 трлн рублей, они требуют возмещения, и у Минфина, который отвечает за баланс нашего бюджета, решения такие наиболее простые", - отметил он.

"Я не могу до конца разделять такие решения, потому что считаю, что в условиях кризиса как раз надо искать меры, чтобы сохранить инвестиционную привлекательность и тратить больше, чтобы скорее выйти из кризисной ситуации. Для меня, как промышленника, это очевидно, потому что если мы сокращаем бюджетные расходы в этом году, то и сбор в последующие годы не увеличится", - продолжил Борисов.

"Есть ли у нас для этого возможности? На мой взгляд, есть, потому что мы имеем серьезную подушку безопасности, у нас достаточно низкий уровень заимствований, можно использовать различные институты как внутренние, так и внешний источники заимствований. Можно использовать и другие механизмы", - считает он.

"Но я, как член команды правительства, не могу особо рассуждать на эти возможные варианты. Я должен и буду исполнять принятые решения. Будем надеяться, что это все-таки краткосрочные меры пожарного характера, и если мы восстановим нашу экономику, можно будет быстрее, с 2021-2022 года обратно вернуться к более интересным механизмам, которые обеспечат преференции нашим ведущим компаниям, чтобы они динамичнее осваивали сегменты рынка", - резюмировал вице-премьер РФ.


Статьи, публикации, интервью...