Биржевые новости

28 октября 2020 г.  13:24

Силуанов: наращивать траты ФНБ сверх того, что определено законодательно, нецелесообразно

Министр финансов РФ Антон Силуанов считает, что наращивать траты Фонда национального благосостояния (ФНБ) сверх того, что определено законодательно, нецелесообразно. Наличие резервов, по его словам, не только является "подушкой безопасности", но и снижает стоимость государственных заимствований.

"На наш взгляд, та конструкция, которая выработана в отношении ФНБ, показала себя, доказала свою необходимость и объективность. На наш взгляд, не нужно менять ее, тратить ФНБ, оставаться без запаса прочности и ухудшать в целом устойчивость финансов и экономики. Действующая конструкция показала себя в самых сложных ситуациях с хорошей стороны", - сказал он на заседании Госдумы.

Министр отметил, что ФНБ важен и с точки зрения заимствований. "Не будь у нас резерва, будут дороже наши заимствования как на внутреннем, так и на внешнем рынке", - сказал он. Министр напомнил, что планка в 7% ВВП ликвидной части фонда, сверх которой разрешено направлять его средства на инвестиции, позволяет сохранять объем средств, которого будет достаточно для использования в течение трех лет на выполнение обязательств бюджета в случае ухудшения внешнеэкономической ситуации.

"Все, что выше 7% ВВП мы можем инвестировать, направлять на инфраструктурные проекты, так это и делалось. (...) 4 трлн рублей вложено в инфраструктурные проекты, поэтому мы считаем, что, осуществляя заимствования, не трогая ФНБ, тем самым сохраняем нашу подушку безопасности и создаем устойчивость наших бюджетных обязательств к любым внешним изменениям", - сказал Силуанов.

Проектировки бюджета РФ на 2021-2023 годы предусматривают финансирование дефицита, в основном, за счет заимствований, использование ФНБ минимально. Так, если в 2020 году предусмотрено использование на дефицит бюджета из фонда 342 млрд рублей, то в 2021 году эта сумма сократится до 95 млрд рублей. Заимствования на 2021 год запланированы в размере 2,94 трлн рублей по сравнению с 4,4 трлн рублей в 2020 году. В 2022 и 2023 годах ФНБ как источник покрытия дефицита при заимствованиях в 2,1 и 2,4 трлн рублей правительство использовать практически не будет (по 3,8 млрд рублей в год). При этом уже в 2023 году ожидается пополнение ФНБ на 712,3 млрд рублей (703 млрд рублей за счет нефтегазовых доходов, 9,6 млрд рублей за счет курсовой разницы).

Ликвидная часть фонда составит к концу 2021 года 8,238 трлн рублей (7,1% ВВП), 2022 года - 8,402 трлн рублей (6,76% ВВП), 2023 года - 9,253 трлн рублей (6,97% ВВП). В сентябре Силуанов сообщил, что в ближайшие годы вряд ли объем ликвидной части фонда будет устойчиво превышать 7% ВВП, чтобы можно было начать его инвестирование. Он напомнил, что "есть такая норма, если на протяжении трех лет видим, что ликвидная часть ФНБ превышает 7% ВВП, то мы можем принимать решение об инвестировании средств фонда". "Но мы видим, что в отдельные годы размер ликвидной части будет ниже 7% ВВП (6,8% ВВП - в 2022 году), поэтому будем консервативную политику проводить, хотя хотелось бы вложить в инфраструктурные проекты, у нас таких много сейчас появляется. Но ликвидная часть не во все годы будет превышать 7% ВВП", - пояснил Силуанов.

Счетная палата ранее отмечала, что вопросы инвестирования ликвидной части ФНБ сверх 7% ВВП до сих пор недостаточно регламентированы - законодательство просто разрешает правительству инвестировать эти средства в активы без конкретики. В то время как размещение средств до 7% четко регламентировано.

Вопрос направлений инвестирования ликвидной части ФНБ активно обсуждался в 2019 году, когда стало понятно, что объем этих средств скоро превысит планку в 7% ВВП, после которой их можно использовать. В конце ноября Минфин опубликовал проект поправок в Бюджетный кодекс РФ. Позже ведомство несколько раз изменяло законопроект. В одной из последних версий предлагалась допустимая доля участия фонда от совокупного объема финансирования отдельного проекта за счет всех источников за вычетом бюджетных средств и заемных средств, привлеченных под государственные (муниципальные) гарантии - 25%. На три года планировалось установить планку трат в 1 трлн рублей. Предельный срок размещения средств ФНБ в инфраструктурные проекты и в проекты ВЭБа в реальном секторе экономики, реализуемые российскими организациями, а также предоставления экспортных кредитов иностранным государствам устанавливался в 25 лет. Также предлагалось расширить направления инвестирования ФНБ за счет долговых требований к иностранным государствам по экспортным госкредитам. Документ до сих пор не был одобрен правительством.

Объем ФНБ на 1 октября составил 13 трлн 733,05 млрд рублей, или 12,1% прогнозного ВВП на 2020 год, что эквивалентно $172,343 млрд, ликвидные активы фонда - 9,346 трлн рублей, или $117,29 (8,2% ВВП).


Статьи, публикации, интервью...